Общая теория

Сергей Толмачев. Ролевое движение: типологический подход к анализу. Доклад на Зилантконе-96, повторенный на Сибконе-97. Несмотря на «скучное» название это важнейшая и полезнейшая статья, необходимая для понимания многих проблем.

Статьи Константина Тулинова (Уфа), касающиеся общей философии, если можно так выразиться, ролевых игр. Все статьи написаны в 1996-1998 гг. Хронологический порядок не соблюдается.

Михаил Кожаринов. О различных видах РИ и их отличиях. МИГи. Статья старая (1994 г.), но не устаревшая.

Мотивация поведения в ролевых играх. Некие полуфилософские рассуждения, имеющие, на мой взгляд, самое практическое применение (опубликовано в OCj № 8).

Об игровых конфликтах.

Илья Ребров (Ил), г. Курган. Об игровой динамике.

Тайм-менеджмент игры. Стенограмма доклада Романа Крылова (Рауля) на Сибконе-2004

Классификация магических систем. Один из возможных взглядов на принципы построения (для мастера) и методы изучения (для игрока) игровой магии, а заодно и технологии, которая, собственно, с точки зрения моделирования от магии мало отличается (OCj № 19).

Моделирование сексуальных и семейных отношений, или О любви — со слайдами (OCj № 29).

Что главнее, или 128 способов классификации РИ. Что главнее: буква правил, красота отыгрыша или реальные знания игроков? Три традиции в ролевых играх (OCj № 22).

Мария Шклярук (Jheroll). Роль игротехника на полевых играх (OCj № 23).

Михаил Русин. О создании интересных моделей социумов (OCj № 28).

Дискуссия о моделировании обычаев с Сибкона-2005 (OCj № 32).

Федор Слюсарчук. Гуманитарный аспект ролевых игр.

Федор Слюсарчук, Иван Сикилинда. Город как игровая структура, порождающая мотивированную игровую деятельность (по материалам семинара, прошедшего на Сибконе-2006).

Экономика на игре

Филипп Дельгядо, Георгий Кантор. Экономика как инструмент моделирования на полевых РИ (внешняя ссылка).

Влад Голощапов, Новосибирск. Конструктивный подход к велосипеду, или Проблемы игровой экономики. По-моему, лучшая статья по игровой экономике за последнее время (2003 г.), и одна из лучших вобще.

Ролевое моделирование

Школа ролевого моделирования ориентируется на моделирование общества и его развития. Она наработала огромный инструментарий, свою технику создания игр, в которой весьма весомым является обучающий и развивающий аспект РИ.

Многие приведенные здесь тексты — очень старые, поэтому из них «суровой редакторской рукой» убраны упоминания «текущей ситуации» и примеры с игр 89–92 гг.

С. Борисов, М. Кожаринов. Школа ролевого моделирования (вступительная статья из АМ, вып. 1).

Федор Дружинин. Социомоделирование. Короткое изложение основных принципов социомоделирования.

Елизавета Токаева. Моделирование языков в ролевой игре (АМ, вып. 2).

Петр Скулачев. Модели сокрытия законов игрового мира.

С. Бирюков, г. Владимир. Как начать игру? Установочный сценарий (АМ, вып. 1).

Гена Глазунов, г. Владимир. Удовлетворение и удовольствия. Методы стимуляции игроков на Игру (АМ, вып. 1).

Михаил Кожаринов. Моделирование социологии: первобытнообщинный строй и его переход к государству (АМ, вып. 1).
Большая и серьезная статья, описывающая принципы моделирования классовых столкновений, конфликтов социальных слоев, различных закономерностей развития общества. Рассматриваются общие проблемы и конкретные методы моделирования. В трех файлах:

  1. Моделирование социологии;
  2. Первобытнообщинный строй;
  3. Примеры развития.

С. Борисов, М. Кожаринов. Алгоритмы ролевых игр (МоеК, АМ вып. 1).
Те самые 12 стандартных сюжетов, о которых говорилось во вступительной статье М. Кожаринова. Впрочем, от самих же москвичей исходит и предупреждение: алгоритмы — штука опасная, так как возникает соблазн делать игры по «правильному» сценарию. Не стоит преувеличивать их значение. И т. д., и т. п.. В общем, готовые алгоритмы похожи на книжку-раскраску: поиграть с ними полезно, но не более того.

Геннадий Глазунов. Чем стимулировать культуру (АМ, вып. 2). Статья шире, чем название: она излагает и общие принципы моделирования культуры.

Геннадий Глазунов. Формирование мировоззрения (АМ, вып. 2). Прямое продолжение темы предыдущей статьи.

Михаил Кожаринов. Загрузочный лагерь (по стенограмме доклада; опубликовано в OCj № 20).

На других сайтах:

О науке в ролевых играх. Обзорная статья с конкретным примером.

Театральный подход

Одна статья, зато объемлющая, пожалуй, всю технологию театральных РИ. Михаил Кожаринов, Театральный подход (АМ, вып. 2).

Георгий Дегтярев, Пенза. Кошачьим взглядом, или Что делают звери на игре. Статья в равной мере для игроков и мастеров.

Сюжетные игры

Спасибо Лансу, который в жарком споре помог сформулировать, как же все-таки назвать те игры, в которые мы чаще всего играем, и что же такое сюжетные игры… Пожалуй, сюжетными мы называем игры, в которых главное — развитие событий и взаимоотношений персонажей.

Александр Берелехис, Ольга Берелехис. Индивидуальный подход в ролевой игре. OCj, № 7.

Анатолий Казаков (Вай Цзы). Игра-детектив. OCj, № 30.

Игровая экономика. Речь идет об экономике, приемлемой для приключенческих игр, не ставящих целей смоделировать развитие цивилизации (OCj № 11).

Анатолий Казаков (Вай Цзы). Мастерская экономика. Теория и практика экономики для приключенческой игры (OCj № 29).

Ниже приводится ряд статей о «флажковой» системе, или системе «виртуальных отрядов». Это оригинальный способ моделирования, открывающий широкие возможности и избавляющий от многих бед.

См. также: Базовые правила системы виртуальных отрядов (в разделе «Техника»).

Ольга Берелехис. Вводная как художественный текст (OCj № 19). А также пример художественной вводной с игры «Массаракш»: рядовой Хэл Ди, блок «Саракш».

Илья Ребров (Ил), г. Курган. Автовводная. Совсем другой принцип ввода игроков в игру.

Эволюция автовводной. Интервью с Иьей Ребровым (август 2004).

О павильонных играх

Сергей Мальгин. Десять правил лангедока. Совсем базовые вещи, о которых я даже не сочла нужным упоминать. Тем не менее, многие мастера, оказывается, о них не знают.

Некоторые правила и типичные ошибки при создании павильонных игр.

Петр Скулачев. Шестеренка ролей.

Сергей Мальгин. Проблемы введения этико-моральных и ксенологических конфликтов в ролевые павильонные игры.

Александр Зуев (Лухрасп Кабирский). Салонно-сортирное деление интриг на лангедоке.

Павел Рыжков. «Фишки» как инструмент и критерий.

Павел Рыжков. Рамочки, конвертики, ну и «фишечки»....