Алгоритм «Партизаны»

С. Борисов, М. Кожаринов

Тема — объединение несмотря ни на что.

Этот алгоритм получил свое название потому, что впервые был применен на играх, посвященных войне на карело-финском фронте в 1944 году. Здесь приводится общая модель этих игр.

Участники делятся на равные группы. Каждая группа получает цель. Особенность этих целей состоит в том, что каждая группа в отдельности свою задачу выполнить фактически не может, но, объединившись, все вместе они могут решить задачи каждой из групп последовательно.

Краткое описание игр, проводимых поэтому алгоритму, выглядит так. Группы входят в зону игры и пытаются поодиночке реализовать задачи, у них это не получается, после этого группы объединяются и вместе улаживают свои проблемы.

Звенья алгоритма

Фактор взаимосуществования поставленных целей

Цели в этом алгоритме должны быть рассчитаны так, чтобы отдельная группа не могла достичь своей цели, но объединившись, все вместе они могли решить все проблемы.

Фактор разделения

Объединение — основная мысль этого алгоритма. Для того, чтобы участвующие в игре люди осознали ее, необходима эволюция этой идеи. Началом отсчета эволюции будет полное отрицание объединения. Как видно, участники должны фактически преодолеть разделяющий фактор, и на преодолении этого фактора и строится динамика игры. Существует несколько способов разделения, их, естественно, можно использовать и в комплексе.

  • Разделение групп с помощью личного опыта. В реальных играх это происходит так: после того, они входят в игру, им говорится, что с остальными участниками игры лучше не связываться, но для команды это не очевидно. После того, как они выходят в игру, им встречается отряд, специально посланный мастером игры. Этот отряд имеет задачу «втереться в доверие», а потом уничтожить группу, что он с успехом и делает. После того, как команда возвращается в Страну Мертвых, мастер еще раз проводит с ними беседу об избежании контактов, но желательно, чтобы он выступал в какой-то роли (варианте с Партизанами — командующий 398 стрелковой дивизией). После этого группа выходит вновь, но уже в другой роли. Цель при этом остается той же.
    Когда с группой происходят вышеописанные события, люди, находящиеся в ней, приобретают личный опыт, который говорит, что от объединения лучше воздержаться. Если этот личный опыт есть у всех, то первое время объединения не будет.
  • Поток информации, который будет подпитывать личный опыт. Регулярно приходящие предупреждения типа: «будьте внимательны, в зоне появилась еще одна группа провокаторов!»
  • Наличие в группах театральных персонажей, следящих за ходом алгоритма.
  • Наложение на алгоритм «Партизаны» алгоритма «Интрига» для усиления разделяющего фактора.

Фактор баланса сил

Обычно в алгоритме «Партизаны» существуют группы со своими целями и противник, который мешает эти цели выполнить, и против которого все должны в результате объединиться. Но так как основная мысль рассчитана на группы, то там и находится большая часть участников игры. Но противник должен быть силен настолько, чтобы одолеть его можно было только объединившись всем группам. Как же усилить этого малочисленного противника? Вот несколько примеров:

  • Несколько жизней (бронежилет, медицина);
  • Технические средства (ткани, гранаты);
  • Наличие крепости;
  • Приход подмоги (когда большая часть погибает, приходят дополнительные люди, — «вот подмога пришла»).

Фактор объединения

Так как конечной целью игры является все-таки объединение, то необходимы механизмы, которые заставляли бы людей объединяться или подталкивали их к этому. Например, место, на которое завязаны все группы (они встречаются и получают шанс поговорить о совместной деятельности).

Но может случиться так, что группы окажутся очень слабыми по сравнению с противником. Для того, чтобы этого избежать, необходимо ввести в игру силу, которая непосредственно подчинялась бы мастеру. (В «Партизанах» это колеблющийся Власов, который сначала на стороне финнов — противника, — но если придет радиограмма о переходе на другую сторону, то он подчинится.) Также вместо многих людей можно усилить группу одним умным и сильным, который стоил бы всей группы (этот вариант избавит мастера от некорректности).

Ход алгоритма «Партизаны»

  1. Осознание участниками разделяющего фактора и рост атмосферы недоверия. Театралки, если они введены в группы, всячески подтверждают эту атмосферу.
  2. Попытки групп выполнить цели в одиночку. Осознание нереальности этого. Оценка сил противника. Театралки сначала предлагают план осуществление цели и всячески поддерживают его, а после его провала проводят рефлексию: «Да одним нам слабо!» Но чаще всего рефлексия проходит сама.
  3. Нравственный выбор участников между объединением и страхом.
  4. Театралки должны подчеркнуть моменты колебания. Они стают то за тех, то за других, устраивают спор. Иногда для того, чтобы в группе появилась мысль об объединении, ее нужно спровоцировать. Возможно, эту мысль должен подать кто-то из театралок. В общем, должны появиться сторонники объединения. После появления оных можно произвести подстегивающие ситуации. Например, наступление противника. Скорее всего перед лицом всеобщей опасности процессы сближения пойдут быстрее. Так же возможно, что придет радиограмма из надежного источника, что «эти точно хорошие» В варианте с наступлением очень важно не разгромить на голову группы. Надо просто показать силу.
  5. Мастер оценивает силы объединившихся групп, — смогут ли они победить противника. Если нет, то склоняет баланс на сторону отряда.
  6. Объединившиеся силы должны выработать совместный план действий.
  7. Сражение и победа. Выполнение группами поставленных целей. Если же группы проигрывают, то — игра есть игра.

Описанный вариант применяется в играх, где действуют группы.