Скандинавские LARP

LARP (live-action role-playing) — ролевые игры живого действия, или живые ролевые игры. То есть не настольные (виртуальные) и тем более не компьютерные, которые чаще всего подразумеваются под аббревиатурой RPG (role-play game).

Комментарий М. Русина: «Надо полагать, что в 90-е в Скандинавии живые игры оставались еще D&D на местности. Собственно, весь мир (кроме Северной Европы и России) так и продолжает жить. Настолки на местности, военные игры и продукция „White Wolf“ — вот вам 95% мировых живых РИ. В Скандинавии просто были люди, которые хотели (и могли) делать что-то еще. Оттуда и началась „эпоха манифестов“».

Скандинавскими разработчиками игр и мастерами развиты весьма разнообразные теории и методы.

Понятия и опредедения

Диегезис (diegesis). Одно из базовых понятий, используется во многих статьях.

Петер Бокман. Модель трех путей. Классификация стилей игры и предпочтений игроков, а также рабочая терминология скандинавских теоретиков.

Модель школы Мейлахти. Попытка описания сущности ролевой игры.

Теории и методы

Эйрик Фатланд. Фатумоплетение (Play of Fates).

Сюзан Граслунд. Построение сюжетных завязок.

Майкл Эрб. Музыка в ролевых играх (на сайте Орк-клуба).

Мартин Енгхофф. Хорошее описание персонажа.

Школы и манифесты

Эйрик Фатланд. Оргия как ролевая игра. К сожалению, это скорее тезисы, чем статья.

Догма-99 (на другом сайте, перевод Игоря Семенова) — манифест, некоторое время назад уже слегка нашумевший у нас стараниями Игоря Семенова (Саратов).

Комментарий М. Русина: «В 2001 году (кажется, в Норвегии) прошла самая известная Догмаистская игра „Европа“. Несколько дней люди из разных стран жили в лагере беженцев (в альтернативно-исторической ситуации войны в Скандинавии в 90-е годы). Никакого сюжета, сплошное погружение и самоисследование.

Надо полагать, что в конце 90-х в Норвегии ролевикам было жить совсем тошно, что кого-то это толкнуло на подобные крайности. Что интересно, два года спустя авторы „Догмы“ выступили и сказали, что все — того положения, которое сущестововало в Норвегии, больше нет, так что давайте заниматься другими вещами. И придумали, например, систему фатумов, а от нее до „Догмы“ — пропасть.»