Школа Мейлахти. Модель

Перевод: Михаил Русин, Израиль, Иерусалим

Школа Мейлахти — финская школа, которая воспринимает живые и настольные игры как нечто единое. Кстати, школа Турку в этом с ними согласна — данная точка зрения свойственна многим финским теоретикам.

Школа пытается разработать собственный язык для описания ролевых игр (живых и виртуальных) — свою терминологию, независимую от теории кино или социологии.

Модель Мейлахти

Определения

Ролевая игра — это то, что происходит в результате взаимодействия между игроками или между игроками и мастером игры в рамках определенной структуры диегезиса.

Ролевой игре необходимы четыре элемента — мастер, игрок, взаимодействие и структура диегезиса. Под «мастером» и «игроком» мы подразумеваем роли, которые берут на себя участники. В течение игры эти роли могут меняться. В игре может быть любое количество мастеров и игроков, но в каждой из этих категорий должен быть как минимум один участник.

Диегезис — это все, что является истинным в игре. Как правило, диегезис представлен в форме игрового мира.

С момента, как структура диегезиса создана, мастеру более не нужно активно участвовать в игре, хотя у него должна оставаться возможность вмешаться в нее при необходимости. Мастер обладает абсолютным контролем над ситуацией, но ему приходится частично отказываться от него в пользу игроков, чтобы взаимодействие в игре оказалось возможным. Передача контроля является главным различием между ролевыми играми и повествовательным искусством.

Мастеру принадлежит последнее слово — в структуре диегезиса ничто не может быть истинным, пока мастер это не одобрил. Это означает, что без разрешения мастера в игру не могут быть введены никакие новые элементы.

Игрок берет роль, одобренную мастером. Игра происходит во взаимодействии между игроками и между игроками и миром игры. Это взаимодействие и является ролевой игрой.

Роль, персонаж, игрок

Нет необходимости разделять роли, которые игроки играют внутри структуры диегезиса, и роли в реальной жизни. Роль — это инструмент для проигрывания определенных ситуаций по определенным правилам.

Персонаж — это конструкция, состоящая из ролей, с помощью которых игроки взаимодействуют в процессе игры. Игрок создает для персонажа иллюзию некоей цельной личности, сцепляя вместе отдельные, обособленные роли. Заметьте, что слово «иллюзия» имеет тут двойное значение. Мы говорим не только об иллюзорной природе структуры диегезиса в игре, но и об иллюзиях, которые мы питаем, считая личность чем-то твердым и неизменным.

Как правило, персонажи антропоморфны, хотя персонаж может быть чем угодно — от неодушевленного предмета до группы действующих лиц (семья, корпорация). Единственное требование к персонажу — он должен иметь возможность общаться, участвовать во взаимодействии.

У термина «персонаж» есть два смысла. Кроме вышеописанного — ролей в игре, — персонажем также часто называют текст с описанием истории и личности персонажа, получаемый игроком от мастера (у нас это называется «вводная» или «загруз», так что путаницы возникать не должно). В данном тексте мы используем термин «персонаж» только в первом смысле.

Игрок — это участник игры, который берет на себя отыгрыш вышеупомянутых ролей внутри структуры диегезиса. Игрок может влиять на ход событий в игре и даже определять его в рамках, поставленных мастером.

У игрока есть своя собственная интерпретация игровых событий. То, что происходит в голове игрока, не контролируются мастером, но как только эти внутренние процессы становятся существенными для игры, они снова попадают под власть мастера.

Диегезис

Диегезис — это все, что является истинным в игре. Как правило, диегезис представлен в форме игрового мира, хотя игра вовсе необязательно должна происходить в каком-то мире. В рамки диегезиса входит все, что является истинным в игровом мире (прошлое, настоящее, надежды на будущее). Мастер создает структуру диегезиса и знакомит с нею игроков настолько глубоко, насколько это возможно и необходимо для игры.

На практике это означает, что описание мира является частью диегезиса, а правила игры — нет. А еще точнее, предмет подобного описания входит в рамки структуры диегезиса, в то время как форма описания или носитель информации могут выходить за эти рамки.

В идеале недиегетичные факторы не должны оказывать влияние на вероятности, возможные в структуре диегезиса. Естественно, у каждого игрока возникает собственная интерпретация диегезиса, так же как она возникает у каждого читателя или зрителя. Однако когда интерпретация игрока начинает оказывать влияние на диегезис игры, последнее слово всегда остается за мастером. Происходит непрерывная корректировка видения игры участниками, а мастер является своеобразным стражем диегезиса.

Мастер игры

Мастер — это роль, которую мы принимаем на себя в процессе обозначения структуры диегезиса игры. Как правило, один человек принимает на себя данную ответственность на всю игру, хотя это и не обязательно. Мастеров может быть несколько, участники могут из игроков превращаться в мастеров и наоборот. Главное, чтобы не все участники оказались мастерами одновременно.

У мастера есть множество инструментов для создания структуры диегезиса. В процессе построения структуры мастер должен описать не только то, что существует в ее рамках на нынешний момент, но и то, что возможно в структуре диегезиса. Мастер является высшей властью в игре, но он должен передать часть своей власти игрокам.

Пределы переданной игрокам власти обозначает мастер. Как правило, мастер обозначает форму игры (настольная, живая), жанр (фентези, киберпанк, историческая) и стиль (вживание, военная игра, театральная и прочее). Игрок имеет право на интерпретацию внутри структуры диегезиса, но только в рамках, поставленных мастером.

Ролевая игра и структура диегезиса

Если мастер не передаст часть власти игрокам, в игре не будет взаимодействия — просто рассказ от лица мастера. Как правило, игрок получает власть над действиями как минимум одного персонажа. Одобрение мастера необходимо; при первой надобности мастер может лишить игрока данной ему власти.

Таким образом, мастер — это хранитель диегезиса. Эта власть привязана к роли «мастера игры» и является ее неотъемлемой частью. Как правило, социум влияет на структуру власти в игре, и игрок может отказаться принимать участие в игре, если ему не нравятся методы мастера, но это не имеет отношения к рассматриваемой теме. Для того чтобы игра могла начаться, игроки должны принять власть мастера над структурой диегезиса.

Мастер должен обозначить структуру. Сделать это можно, к примеру, заявив, что структура диегезиса подобна реальному миру, используя знакомые игрокам игровые миры или же создав новую структуру.

Персонаж может быть создан игроком, мастером или группой участников, но мастеру принадлежит последнее слово в вопросе, какие персонажи возможны (или желательны) в соответствующей структуре диегезиса.

По мере развития игры, мастер обозначает структуру диегезиса и, как правило, участвует во всем, кроме персонажа игрока. Но если игрок выходит за рамки структуры диегезиса, мастер имеет право отменить действия игрока или же взять на себя командование персонажем.

В любом споре (например, что произошло в той или иной сцене) мастер ведет переговоры между игроками, и именно ему принадлежит последнее слово. Ролевую игру можно представить как цепочку происшествий, из которых участники игры составляют свои индивидуальные истории. При конфликте личных историй мастер решает, какая из них истинна.