Диегезис (Diegesis)

Термин «диегезис» заимствован из теории кино, где он обозначает всю полноту мира художественного произведения и всей его реальности (иначе говоря, «фикциональную реальность, сконструированную в границах фильма» — определение, найденное в искусствоведческтй статье). Если заменить слово «фильм» на «игра» — получим определение, применимое для ролевых игр.

Диегезис — это все, что является истинным в игре, это реальность внутри игры, внутри игрового мира: персонажи, артефакты, события, общение, слухи, законы природы и прочее. Все, что находится в рамках диегезиса, называют диегетичным, все, что находится снаружи — недиегетичным. Диегезис может быть только придуманным.

На практике это означает, что описание мира является частью диегезиса, а правила игры — нет. А еще точнее, предмет подобного описания входит в рамки диегезиса, в то время как форма описания и носитель информации могут выходить за эти рамки. Листок с описанием персонажа, который выдают игроку перед игрой, недиегетичен, потому что в игровом мире он не существует.

В идеале внешние (недиегетичные) факторы не должны оказывать влияние ни на какие вероятности, возможные в рамках диегезиса. Естественно, у каждого игрока возникает собственная интерпретация диегезиса, так же как она возникает у каждого читателя или зрителя. Но в ролевой игре, в отличие от книг и фильмов, интерпретации оказывают влияние на диегезис игры. И здесь последнее слово принадлежит мастеру игры. Игроки непрерывно корректируют свое видение игры, а мастер является своеобразным стражем диегезиса.

Концепция диегезиса лежит в самой основе ролевых игр.

В живых ролевых играх мы представляем физическую ситуацию, непосредственно ее отыгрывая. Для созидания диегезиса используется физическая реальность. Соответственно, диегетичский камень в игре неотличим от реального камня, который «исполняет его роль». Если в игровом пистолете кончились патроны, пусто и в обойме диегетического кольта.

Игроки в игре реальны, но они представляют выдуманные персонажи. Локации так же реальны, но они представляют локации внутри диегезиса. Оружие, артефакты, костюмы и декорации реальны, но объекты, которые они представляют — часть диегезиса. Разделение этих двух миров позволяет нам понять нечто очень важное о ролевых играх.

Живые ролевые игры существует в приятии того факта, что реальное действие или объект являются частью диегезиса. Иначе говоря: если игрок представляю персонажа посредством описания, он, скорее всего, играет в настольную (виртуальную) игру. Но если он действует, как персонаж, он представляет, что его тело — это часть выдуманного мира.

От редактора:
Зачем нам слово «диегезис»?

Мы говорим «игровой» или «неигровой», подразумевая зачастую в точности то же самое, что «диегетичный» «недиегетичный». Например, мы можем сказать «правила игры и вводные персонажей — документы неигровые», подразумевая, что они не существуют в игровом мире («недиегетичны»). Или декларировать, что неигровые факторы не должны оказывать влияние на игру… Так зачем нужно какое-то мудреное слово?

Думаю, для двух вещей. Во-первых, «игровой-неигровой» — слова слишком многозначные. Иногда бывает нужно уточнить, и вот тут строгий термин — не лишнее. Во-вторых, коли иногда дело доходит до написания серьезных статей (а там, глядишь, дойдет и до диссертаций) о ролевых играх, искусствоведческий термин, несомненно, намного полезнее жаргона. (И это совершенно не значит, что надо начинать вставлять его в правила игр к месту и не к месту).