Школа ролевого моделирования
(вступительная статья альманаха «Мастера»,
в. 1)
Борисов С., Кожаринов М.
Историческая справка: методическое
оформление школы началось
С конца 1993 года начались проводиться семинары съезды мастеров подобных центров, плюс приглашённые команды других городов. На сегодняшний момент таких мастерских семинаров по обмену опытом прошло уже 3: в октябре 1993 года, в октябре 1994 года и феврале 1995 года. В работе таких семинаров принимали участие мастерские группы Красноярска, Петербурга, Харькова, Свердловска, Иванова и других городов.
В марте-апреле 1995 года Центры Ролевого Моделирования соответствующих городов выступили с инициативой создания методического альманаха (которого за пять лет вышло два номера прим. злого ред.).
Структура обучения Школы ролевого моделирования
Обучение в рамках данной школы строится на осмыслении и освоении мастерами шести базовых предметов:
- Ролевое моделирование,
- Алгоритм Ролевой игры,
- Деятельностный фон ролевой игры,
- Этика мастера игры,
- Домиговые формы,
- Стандарты правил и их использование в игре.
Если обучающиеся не имеют собственного мастерского опыта, то обучение предпочтительнее начинать с домиговых форм как наиболее простых, лишь постепенно наращивая сложность. Если же такой опыт имеется (тем более, если он большой), то эффективно сразу же начинать с осмысления и «оттачивания» первых трёх компонентов курса. Для того чтобы получить представление, о чём идёт речь, раскроем суть этих предметов.
Ролевое моделирование
Данное понятие принято употреблять в двух случаях: в более широком и более узком. Ролевое моделирование в широком смысле раскрывается следующим образом (описание составил С. Борисов).
Эмоциональный эффект ролевой игры строится на
своего рода открытиях, которые совершает
человек, участвуя в игре. Для объяснения этого
понятия представим себе ситуацию: человек
приезжает на РИ с определённым чувственным
опытом, то есть помнит какие-то свои чувства и
ощущения, которые он испытал в своей жизни. В
процессе игры человек попадает в нестандартную
ситуацию, которая не запечатлена в его
чувственном опыте, и так как она для него нова,
она является своего рода открытием для него.
Открытия могут быть самыми разнообразными.
Например, ощущение тяжести доспехов, восхищение
стоящим на холме замком и т.д. Через некоторое
время, когда участник пройдёт
Разные люди приходят в Ролевой Мир, у них разные характеры, разные мировоззрения, и поэтому проблемы у них разные. Для одного новыми будут те ощущения, которые он испытал, будучи кабатчиком, для другого новыми будут ощущения воина и т. д. Возможен вариант, когда новыми являются средства, которыми достигаются не новые цели. Например, благосостояния можно достичь с помощью работы, как это делает человек в своей привычной жизни, а можно выйти на большую дорогу и ограбить, если хватит здоровья, несколько караванов. Причём попытка так использовать свою энергию в Ролевой Игре вряд ли будет так сильно наказана, как если бы это произошло в реальной жизни. В общем, ролевое моделирование, это моделирование новых для человека «открытий» и ситуаций.
Но кроме чувственной стороны дела существует ещё и интеллектуальная. Ведь кроме ощущений в Ролевой Игре может быть заложены ещё и мысли, или определённое мировоззрение. Осознание идей или осознание последствий этих идей для человека тоже является тоже своего рода открытием.
Базовое понятие, введённое в этом описании: «открытие», «чувственный опыт», «осознание идей, мыслей». Их нередко можно встретить в следующих статьях и рассуждениях.
Надо отметить, что такое понимание ролевого моделирования (в широком смысле) не позволит нам чётко охарактеризовать особенности данной школы. И театральная школа, и школа психологического погружения также базируется на моделировании подобных «открытий» для игроков. Это и понятно: не будь их, не будь нового чувственного опыта, эмоциональный эффект от игры был бы крайне низок. Здесь мы говорим о понятиях, имеющих отношение к любой игре, о явлениях, присущих игре как таковой. Вопрос же отличия школ остаётся открытым, ведь сыгранная новая роль (театральная школа) или новая психологическая ситуация, в которой оказались игроки, (школа психологического погружения) также могут стать ошеломляющими открытиями для игрока.
Чтобы хоть как-то раскрыть этот вопрос, обратимся к пониманию ролевого моделирования в узком смысле. В узком смысле оно понимается как моделирование различных закономерностей и моделей, осознанных мастером. В отличие от двух других школ мастеру важно осознать ещё до игры какую-то закономерность или особенность какой-либо модели, выделить её движущую силу (буквально закон), с помощью определённых стандартов заложить возможность реализации данной закономерности-особенности на игре, выработав и замоделировав механизмы её проявления. Игра строится на отслеживании этих механизмов, проявлении закономерностей на их основе, осознании или прочувствовании их игроками «на собственной шкуре». Это доигровое осознание закономерностей и служит отличием данной школы. В двух других школах это условие выполнять необязательно.
В театральной важно погружение человека в образ и отыгрывание роли (установочный характер игры), понимание и моделирование закономерностей, создавших данный характер, не обязательно.
В школе психологического погружения важно задать атмосферу (ментальность) ситуации, каковы же закономерности её дальнейшего развития мастеру часто и неизвестно в том-то весь интерес!
Если вам так и осталось непонятно суть подхода Школы Ролевого Моделирования, что это «за зверь такой» моделирование закономерностей, обратитесь к примерам, публикуемым ниже в нашем альманахе (см. статью «Моделирование социологи»).
Алгоритмы
Давно было замечено, что и в литературе, и в кинематографе есть ряд (говорят, около 15) стандартных сюжетных форм (любовный треугольник, типаж боевика, и т.д.). Вроде бы они повторяются из книги в книгу, из фильма в фильм, но раскрываются благодаря различному внутреннему содержанию (в хороших произведениях, конечно) совершенно по-разному. Та же навязшая тема любовного треугольника открывается порой совершенно с неожиданной стороны и раскручивается в невероятных заворотах на то оно и искусство.
Идея носилась в воздухе: в играх тоже есть стандартные, из раза в раз повторяющиеся формы существования (интрига, заговор, разделение, объединение и др.), но содержание в них различно (если игру делает настоящий мастер, то игра также сродни искусству), а потому и формы проявления их часто уникальны и неожиданны.
Этим внутренним содержанием занимается моделирование, поэтому оно и является самым главным предметом игры. Но в формы, в которые объективно (в силу существования определённых психотипов и психосценариев поведения людей человеческого рода) оборачивается это содержание мастеру, если он хочет создать настоящие оточенные, «без изъянов» произведения, понимать необходимо. Выделение таких форм, понимание методов их закладывания в игру вот предметная область изучения алгоритмов.
Как объективная реальность алгоритмы зарождаются и проявляются в любой игре (независимо от того, создаёт их или не создаёт мастер): в талантливой чётко и ярко, в не очень с некоторыми серьёзными «зависаниями».
Но школа ролевого моделирования отличается от других школ именно тем, что наряду с моделированием (в узком смысле) время от времени отслеживают ход алгоритмов, страхуя их специально наработанными приёмами, стараясь избегать подобных «зависаний».
Это и есть исследование и разработки предмета «Алгоритмы». В порядке замечания отметим, что до сих пор нет чёткого определения «Алгоритма», устраивающего всех. Интуитивно все понимают, о чём идёт речь, поэтому понятие «Алгоритма» часто можно услышать среди мастеров Школы ролевого моделирования, но часто конкретное понимание каждого из-за отсутствия окончательной договорённости о понятии достаточно разнится, создавая некоторое неудобство в общении.
Соответственно, понятие «алгоритма» можно встретить в следующих контекстах (читателю необходимо самому научиться разбираться, в каком контексте употребляет понятие тот или иной автор).
- Алгоритм как фон распределения напряжения на игре. Имеется в виду то обстоятельство, что на игре пики психологической напряженности игроков (жуткие волнения, темповый характер действия игроков) сменяются спадами, переходами к «расслабухе». Динамика распределения этих состояний изучается алгоритмами.
- Алгоритм как серия приёмов мастера, влияющих на ход игры.
- Алгоритм как стандартные сюжеты, накладывающиеся мастером на «ткань игрового процесса». Наиболее спорная тема (спор о сужении игровых рамок и стандартизации игры).
- Алгоритм как форма оформления оригинального игрового содержания (моделирование).
Деятельностные фоны
Служат в игре следующим целям:
- Заполнение игрового времени игроками, пока они ещё не включились в активные позиции, в сюжетную линию (иногда игрок не решается стать на чью-то сторону в течение чуть ли не всей игры что же ему, стоять истуканом и мучаться? Надо же чем-то заполнить игровое время, пока не сделан нравственный выбор). Или же наоборот, заполнение времени провисших, выпавших игроков. По научному эта функция называется «структурирование времени игрока» (берновское понятие).
- Создание активных игровых ниш, самодостаточных для игроков определённого типа, увлекающихся самим процессом деятельности. К таким относятся, например, военные схватки, лазанье по зоне и т. д., когда для ряда игроков совершенно не важен сюжет, на который повязаны эти события, их увлекает сам процесс.
- Создание ограниченного фона для развёртывания сюжета коль мы говорили об игре как об искусстве. К примеру, бежишь выполнять поручение барона, а вокруг крестьяне копошатся в земле, у церкви идёт молитва, у замка турнир, забежишь в кабак там жизнь просто кипит, никому до тебя вроде нет дела, а обстановка захватывает. Как будто провалился в настоящую жизнь этой эпохи.
Нередко игры «валятся» из-за слишком узкого набора подобных фонов, вводящих в тоску игроков на нескольких существенно важных для схематики игры кусках.
Этика мастера
Этика мастера игры изучает правила, которыми должен руководствоваться мастер для избежания некорректностей в собственных приёмных, рушащих игру и вызывающих конфликты с игроками. «Мастер всегда прав» формула, конечно, очень удобная для мастеров, но не всегда верная и вызывающая законный бунт у игроков, особенно когда произвол мастера переходит всякие границы. Иногда игра разваливается исключительно из-за неудачно сложившихся отношений игроков и мастера. Если для вас важны не только собственные амбиции и самоутверждение «на головах игроков», а удачное проведение самой игры для самих игроков, то этот раздел является для вас таким же важным, как и предыдущие.
Домиговые формы
(До-МИГ-овые, МИГ малая ролевая игра прим. ред.)
Раздел изучает разного рода ситуативки, деловые игры, дискуссии и т.д., которые можно удачно вписать в контекст игры, и которые часто и составляют те первичные элементы, из которых состоится игра. Как подсказывает практика, для прокатной деятельности в школах этот раздел приобретает чуть ли не самое важное значение.
Стандарты правил
Ну, это как раз все знают, что это такое. Единственно, что стоит отметить что «селекция» удачных стандартов дело, в котором заинтересованы все.
Вот мы и окончили ознакомительный рассказ по школе ролевого моделирования.