Манифест игрового феминизма

М. Фрид

Благодарности:
Максиму Семкину (Фангорну), в переписке с которым родилось большинство излагаемых здесь мыслей;
и Кате Воронич, подсказавшей остальное.

Как достаточно справедливо утверждают приверженцы исторических игр, история дает нам богатейший материал, которым грех не пользоваться: не только и не столько в отношении сюжетов, сколько в отношении культуры. Даже в самых что ни на есть фэнтезийных играх часто хочется опереться на подходящую исторически существовавшую культуру. В мифологических и собственно исторических играх она просто необходима.

Но как только игра (любого жанра) делается «с исторической культурой», сразу же встает вопрос: «А что там будут делать женщины?».

Специально подчеркну, что этот вопрос мне кажется актуальным только для «игр с исторической культурой», где эта самая культура налагает массу ограничений и запретов. И смотрю я на него скорее глазами мастера: в конце концов, каждый игрок может сам решать, ехать или не ехать на игру, зачем ехать и что там делать; но мастер теоретически должен думать о том, как сделать игру интересной как можно большему числу игроков.

Первый вопрос, который хочется задать по проблеме «женской игры» — а есть ли вообще эта проблема? Игр, гордо именующихся историческими, реконструкторскими и т.п. прошло достаточно много, и может быть стоит просто обратиться к их опыту? Что, говорят нам многочисленные поклонники этих игр, делать женщинам на играх?

Ну, говорят приверженцы исторических игр, конечно «отыгрывать ментальность». Говоря человеческим языком, «почувствуйте дух эпохи, попытайтесь воспринять мир глазами человека шут-знает-какого столетия» — именно так обычно пишут в правилах. Подразумевается, что процесс «обоняния эпохи» является самодостаточным для получения удовольствия. Или там катарсиса. Спорить с этим утверждением я не буду. Только вот — во-первых, он является самодостаточным далеко не для всех игроков. Во-вторых «дух эпохи» создают не только костюмы и куртуазные манеры — его создают события и поведение людей. В третьих, если уж говорить о катарсисе, то катарсис по определению порождается сильными переживаниями, которые на пустом месте не возникают. Вывод: всем игрокам важно (каждому для своих целей) участвовать, быть причастными или как минимум являться свидетелями игровых событий. Те, кому нужно не это, на ролевые игры не ездят. Или ездят, но не играть.

Второй очевидный ответ на вопрос о женской игре сводится к риторическому: «Чем занимались женщины исторически? Вот тем и занимайтесь!». Ага. Чем исторически занимались женщины?

И оказывается, что все «исторические» варианты либо не интересны, либо в принципе не отыгрываются.

Потому что века этак до шестнадцатого, а может, и позже, основное занятие женщины было сидеть дома и рожать детей. Как можно больше — ведь выживал от силы один из пяти. Сие почетное занятие разнообразилось другими полезными делами — от прядения до вышивки по шелку. Учитывая состояние перманентной беременности начиная с 12–15 лет, да вкупе с (особенно в Европе) отсутствием гигиены, плохими условиями быта, нездоровым питанием, никакой медициной, — такой образ жизни приводил к смерти в 30–35 лет. От старости.

Вот он — «исторический» образ жизни знатной дамы правильного поведения. Для дамы незнатной жизнь «разнообразилась» тяжелым трудом. Чуть более интересной была жизнь женщин не столь строгих нравов — от гетеры до придворной дамы. Но отношение к ним было тоже... утилитарное. По крайней мере, на первый взгляд. Играть в такой образ жизни? Вернее, в то, что от него остается в игре — сидите, женщины, в своем лагере, ждите мужиков из похода, не забудьте приготовить им еду и, разумеется, «прочувствуйте дух эпохи». Можно. Более того, чаще всего так и делается. А интересно?

Но подобная «историческая» картина очень поверхностна, а значит, примитивна и ложна. На второй, не столь поверхностный, взгляд, становится ясно, что на самом деле женщины участвовали и в политике, и где угодно еще — в самых разных сферах деятельности. Значит, можно и на игре?

Да, женщины тоже хотели интересной жизни. Им периодически хотелось и знать, что происходит за пределами родной башни, и самим влиять на события. Но каким образом? Понятно, каким. Получать информацию можно откуда угодно — от рассказов мужа до сплетен слуг. Влиять на события сложнее. И женщины очень хорошо привыкли действовать неявно, исподволь, через мужчин. Различными способами. Уговаривая любящих мужчин. Постепенно подкидывая окружающим свои мысли и «капая на мозги». Наконец, находя глупых любовников и вертя ими как угодно. Властолюбивые женщины, как правило, не сидели на тронах, но участвовали в правлении из-за трона, на котором сидел их муж, любовник или сын.

Так вот. Вся эта семейно-постельная сфера деятельности на игру не переносится. Никак. Любовь и сексуальные отношения не моделируется, они либо есть, либо нет, причем «по-жизни». А на не связанные с семьей и сексом тихие действия исподволь на играх просто не хватает времени. Да что там, сжатое пространство и время игры зачастую убивает даже сплетни и слухи как явление, влияющее на события.

Игровая семья — часто единственный способ включить женщин в игру. И действительно, «семьями» на игры ездят дружеские компании. Компании уважающих друг друга людей. Мужчина может выбирать роль. Женщина вынуждена выбирать компанию, в которой к ней как к игроку относятся с уважением. Более того, все попытки «отыгрыша» сексуальной сферы отношений (роль любовницы, через постель лезущей в политику) строятся, на самом деле, на взаимном уважении игроков. Что моделирует отнюдь не любовные страсти, а все то же уважение: и в истории были женщины, которых ценили за ум и способности.

И — мы получаем что-то вроде замкнутого круга. Если женщина хочет активно поиграть, она должна поехать на игру в команде, в которой ее уважают как игрока. Чтобы заработать уважение, нужно активно играть. Следствие: на так называемых исторических играх количество активно играющих женщин минимально, едущие туда женщины согласны ограничиться отведенной им нишей (днем — готовит пищу, вечером — фестивалить), чем еще больше укрепляется мнение поклонников подобных игр, что женщинам в принципе больше ничего не надо.

* * *

Порочный круг. Но из любого порочного круга должен быть выход. В данном случае он даже очевиден — теоретически. Надо «просто» пустить женщин в какие-то значимые для игры сферы деятельности. Обеспечить их причастность к игре.

Просто? Посмотрим на стандартные сферы деятельности на играх.

Война. На многих играх — главное, если не единственное значимое для игры занятие. Соответственно, умение махать мечом — самое востребованное из умений. Что уж говорить, тут независимо от историчности или фантастичности культуры мужчины имеют явное преимущество. Которое в «историческом» случае подтверждается культурным запретом. Кроме того — что уже происходит почти на всех играх — женщинам обычно лень и тяжело возить доспехи, а мужчины по совершенно понятным причинам терпеть не могут, когда женщины лезут фехтовать без хорошего защитного снаряжения. Следствие: даже для неплохо фехтующих женщин, даже на самых фэнтезийных играх боевые действия — практически закрытая область.

Политика, иногда — экономика. «Исторически» женщины ни к одной из этих сфер напрямую не допускались. Опосредованное участие рассматривалось выше.

Религия (единая для всех или специфические женские культы). Женские культы были связаны, в основном, с домом, «семейным очагом», детьми — то есть тем, что в игру обычно не переносится, а если и переносится, то не является в ней сколь-нибудь значимым. Попытки же отыграть, скажем, женский монастырь, упираются в то, что там остается еще меньше возможностей для связи с событийной канвой игры, чем обычно, так как исчезают даже пункты «ждать мужчин из похода» и «устраивать праздники по вечерам». Таким образом, религия тоже проблемы никоим образом не решает.

Что мы видим на играх в результате?

Типичное женское занятие — медицина и лекарство, читай — перевязка раненых на поле боя. Единственное дело, дающее женщинам легальное право бегать за войском и смотреть, что происходит (являться свидетелями значимых событий). Но это же крайне неисторично! Во все времена военная хирургия — исключительно мужская профессия!

Магия, которая обычно в каком-нибудь виде, да присутствует даже на декларировано исторических играх. Но если боевая магия на игре отсутствует как таковая (а иначе говорить о какой бы то ни было историчности весьма сложно), то остаются типичные игровые «ведьмы», за неимением лучших занятий нарывающиеся на костер.

Несмотря ни на что — религия, причем обычно с вопиющим нарушением историчности. Женщины-друидки, мусульманские женщины, цитирующие Коран, христианские монашки, ведущие богословские диспуты. Бред! Но все эти примеры взяты с игр, претендующих на реконструкцию исторической культуры («макарены», «Завоевание Рая»).

Актерство. Полупрофессиональные театры на играх — особая ниша, «игра в игре», и те, кому она интересна и доступна, театрами и ездят.

Информационно-шпионская сфера. Можно ходить собирать и передавать информацию. Многие роли теоретически предоставляют такую возможность. Если — подчеркну — если вообще кому-либо нужна какая-либо информация. Часто ли это случается?

Опять мы приходим к тому, что на играх с исторической культурой женщинам остается только «туристская», неигровая деятельность, а также участие в вечерних посиделках с пением песен и в праздниках с народными танцами. То есть их участие в игре отличается от участия в туристском слете лишь костюмированностью да тем, что периодически прибегают взмыленные мужики с воплями: «Мы там щас встряли, вынесли баронство, тетки, дайте пожрать, а то щас нас в отместку выносить придут!».

О, вот он, еще один пункт нашего меню. А вдруг действительно придут? Может быть тогда женщины получат вожделенную игру, приключения, переживания, ведущие к катарсису?

* * *

Ан нет. Если и придут «выносить», то «теток» пощадят непременно. «Неисторично», понимаете, женщин трогать. И неблагородно. Даже если женщины на глазах у всех перевязывают своих раненых и добивают чужих. Даже если пытаются напрямую кого-то зарезать.

А, что там говорить! Вы никогда не видели ситуации, когда женщина пыталась ударить кого-то мечом, подобранным на поле боя (в отчаянной героической попытке «убью злодея и умру!») и напарывалась на реакцию типа «женщина, что ты делаешь, положи меч и иди отсюда»? Вы не представляете себе ситуации, когда удар, нанесенный-таки женщиной, попросту игнорируется, хотя это уже прямое нарушение правил игры? Последнее, конечно, крайний пример, но случается, и не так уж редко (на все тех же «историко-реконструкторских» играх), просто с завидным упорством оставляется без внимания.

Выходит, что когда женщины совершают заведомо рискованные или смертельно опасные действия, их попросту игнорируют. То есть за игровое действие наказанием является исключение из игры.

Зачастую женщин лишают вообще любого игрового риска. Чаще всего это проистекает из дурной жалости и дурной боязни обидеть. Но такая жалость обижает гораздо сильнее: получается, что женщина вообще недостойна того, чтобы полноценно играть. «Сарацинскую танцовщицу» посреди феодальной Европы и пальцем не тронут (даже не попытаются насильно окрестить). Шпионку-диверсантку максимум выставят вон. И единственный способ женщине как-то рискнуть и получить какие-то переживания — это найти инквизитора, не занятого другими делами, и громко прокричать: «Я — ведьма!». Тогда, может быть, ее заметят и даже сожгут. А после этого мастера негодуют по поводу огромного количества «ведьм» с суицидальными наклонностями!

* * *

Таковы печальные реалии «исторических» игр. Но если все так плохо, как я расписала, то почему женщины вообще на них ездят? Ездят ведь, и, кажется, не мало?

Да, ездят. И будут ездить. Потому что присутствие на игре для людей увлеченных интереснее, чем просто выезд на природу. Некоторый процент составляют те, кому действительно достаточно «ощущать эпоху» не выходя из родного лагеря, но по моим наблюдениям они не составляют даже трети. Большинство все же жаждут более активного участия.

Впрочем, женщины, попавшие в игровую тусовку через команды, ориентированные на боевые действия плюс «отыгрыш ментальности», в которых им отводится лишь пассивная, антуражная роль, просто не знают о существовании других моделей поведения и других способах участия в игре.

А кроме того, для женщин важнее, чем для мужчин, оказывается фактор полезности для окружающих. Поэтому женщины чаще соглашаются на несущественные для игры, но полезные для команды функции (все та же готовка). И могут удовлетворяться ими за неимением лучшего. Но это не означает, что у них нет других потребностей!

Так вот. Женщины хотят играть ничуть не меньше, чем мужчины. И точно также, как мужчинам, им хочется ощущать свою причастность к игре (и игровым событиям); им точно так же хочется испытывать риск и приключения и добиваться успеха и уважения окружающих. И хорошо бы, чтобы игры, в том числе и строящиеся на исторической культуре, давали возможность эти потребности удовлетворять.

* * *

И только сейчас мы подошли к главному вопросу: что делать? И, как водится, на этот вопрос нет единственного правильного ответа. Собственно, целью этой статьи была скорее обрисовка проблемы, чем предложение каких-то рецептов.

Первый вывод: проблему принципиально не решить, пока единственно значимыми событиями на игре остаются военные действия, а все остальное — фоновой мишурой, теоретически создающей «дух эпохи». То есть необходимо создавать много полноценных слоев игры (подчеркиваю — событийных слоев, ибо имиджевые не помогают).

Надо обязательно прописать систему игровых наказаний за игровые проступки, ибо иначе за них будут наказывать игнорированием игрока.

Далее. Надо как-то за уши втаскивать в игру «женские» способы действий. Как пример: древнеиндийское «если твоя жена несчастна, это твой грех» уже обеспечивает ряд хороших возможностей для включения женщин в игру.

Надо как-то позволить женщинам перемещаться по игровой территории, хотя бы ограничено, но не нарушая культурных запретов. Желательно также подчеркнуть или даже придумать какие-то культурные запреты для мужчин, причем обязательно в значимых для игры областях (мотивировать их можно чем угодно, хоть тем, что это низкое и недостойное мужчин занятие — важно лишь, чтобы оно действительно досталось женщинам).

Думаю, если задаться целью, то можно придумать подходящие варианты для любой конкретной культуры. Возможно, где-то придется погрешить против исторической действительности — но ей-богу, лучше сознательно отступить в мелочах, чем выбирать, что лучше: любоваться какими-нибудь «друидками» или запрещать женщинам играть.

Выбор за мастерами, делающими игры с исторической культурой: пытаться что-то делать или считать, что все и так хорошо.

Выбор за игроками: ездить ли на «исторички» или на «фэнтезийки», где, как правило, все совсем по-другому и возможностей гораздо больше.

* * *

Я честно признаю, что мое впечатление об «исторических» и «с исторической культурой» играх сложилось на основе «макарен», «Завоевания Рая», «Розы и чертополоха». Возможно, оно неполно и необъективно. Как мастер я задалась этим вопросом, участвуя в создании «Махабхараты» (мифологической игры, разумеется, «с исторической культурой»). Как игрок... Но играть на подобных «историчках» мне совершенно не интересно, поэтому если я и езжу на них, то только фотографировать.

Если кто-либо из мастеров, имеющих позитивный опыт в данном вопросе, поделится им — я буду очень благодарна. Как буду благодарна и за любые мысли «по поводу».