Полевая однодневная РИ «Магистраль»
Игра «Магистраль» была проведена на Ролевом
методическом
Рассказывает Юрген
Для базы мы взяли несколько литературных источников. Основной источник — «Мост Ватерлоо» Лазарчука, большинство идей мы взяли оттуда. Использовали и другие книги цикла «Опоздавшие к лету». Кое-что заимствовали из «Опрокинутого мира» Кристофера Приста.
В последней книге основа сюжета — то, что герои живут в странном сдвигающемся мире, где «центр» с более-менее нормальными физическими законами непрерывно перемещается, и они должны постоянно следовать за ним. Оттуда мы взяли несколько движковых моментов, с одной стороны достаточно загадочных (непонятно, что с ними нужно делать), а с другой стороны — формирующих динамику.
Итак, есть лес, в нём прокопана глубокая колея (противопожарная), и есть группа людей, которая строит железную дорогу. Строит её натурально, то есть у них есть инструменты: лопата и топор. Они кладут высокие сосёнки как рельсы, а сверху закрепляют рейками-шпалами, кладя их в пазы. Есть инженер, который рисует схемы и указывает, как нужно строить. В результате должна получиться железная дорога, которая выдержит большой локомотив (тяжелую парту). При этом шпалы, к примеру, несут минимум два человека, рельсы — минимум четыре человека, если, не дай бог, упадёт локомотив, то все вместе (человек 12) они едва-едва смогут его поднять.
Сюжет при этом такой. Мы играем в мировую войну в некоей
альтернативной реальности, примерно 1943 год. Немцы решают, как в
книге «Мост Ватерлоо», получить мощное преимущество
за счёт постройки дороги типа БАМа. Причём на этом многое
завязано, например, по этой дороге можно посылать танки в другой
мир. И немцы начинают по закинутой бредовой идее строить дорогу в
Сибири, через Китай и ещё
И вот на стройку приезжает кинодокументалист, который должен снять о ней ура-патриотический агитационный фильм. В игре была съемочная бригада с камерами, реально снимавшая фильм. В этой бригаде сложные отношения. Сам кинодокументалист и съемочная группа примерно такие, как описаны в книге. Они привозят с собой и актёров, которые в нужный момент должны переодеться и играть разных людей.
Когда они прибывают туда и начинают снимать фильм,
происходит странное. Стройка капсулируется под неким куполом. В
центре событий, над самим локомотивом, купол высоко, дальше он
начинает снижаться, то есть в
Глобальный метафизический пласт. У Лазарчука есть идея, что
каждый мир в процессе своего существования образует некий
конгломерат разумов, который осознает себя как личность, становится
Богом. И этот момент осознания есть творение некого нового мира.
Как только это сверхъестественное существо осознает себя
полностью, рождается новый мир, который оно и есть. Точнее,
мир — его тело, а разум развивается вместе с
Мы предположили, что Поезд — это часть создающего себя Бога, таких поездов много они идут в разных мирах. Поезд стремится к точке сборки, где он осознает себя полностью. Все подобные поезда, каждый в своем мире, — метафора движущих сил истории, событий, происходящих под влиянием «тайных шестерёнок истории». В поездах как бы сосредоточены глобальные события мира в миниатюре. А точка сборки — это момент, когда будет доснят фильм. Если он будет доснят, Бог себя соберёт.
Помимо купола были еще два блока. Съемочная группа,
вынужденная была всё время снимать (как строители должны были
все время копать). Но снимают они неторопливо и обстоятельно,
потому что режиссер на
Герноты иногда приходят в редакцию. Это мрачные ребята с
автоматами, которые тщательно проверяют, хорошо ли работает
редакция, нет ли у кого оружия. Редакция, как машина, должна делать
два дела:
Но редакция — это не полноценный мертвятник. Остаётся ещё возможность убить окончательно, и такое случалось.
Но убитые персонажи считали, что это загробный мир, ждали
При этом работающие в редакции знают, что они мертвы.
У редакции были возможности влиять на события на поезде.
Например, один человек постоянно описывал себя как участника
строительства. Он в каждой газете писал, что вот там сержант Азусси
сделал
Газета содержала много мелких новостей о том, что происходит в
мире и что происходит на поезде, причём они описывали
Редакция писала и письма из дома — то есть
Кроме того, у редакции был доступ ко всем автовводным. Они
могли, сравнивая эти тексты и поведение персонажей, пытаться
понять, кто есть кто среди людей на поезде. Когда
Как уже упоминалось, игроки могли писать себе автовводную. Автовводная в этой игре — страховка себя от изменения образа. Если нет автовводной, в процессе игры вам прямо в голову могут приходить чужие мысли или письма, вам не предназначенные. Если нет автовводной, то вы бодро и скоро меняете свой характер, в зависимости от того, что вам в голову пришло. То есть вы не закрыты от внешнего информационного потока. Некие силы на вас влияют, изменяют характер отношений, мысли. Это некий аналог шизофрении. Если ты не пропитал своего персонажа, значит, ты подвержен болезни —информационному воздействию. В целом это работало плохо, потому что не было четких критериев, как должен меняться характер, все трактовалось произвольно и получалось неадекватно задуманному.
Кроме людей со вводными (или без них) в игре присутствовали
«люди свободных идей». Человек, у которого никакой
вводной нет, а есть идея, например, «делай, что должен, будь,
что будет». Вся его жизнь, всё, что он делает,
сконцентрировано вокруг этой идеи. У
В случае окончательной гибели персонажа ему задавался вопрос — ты хочешь, чтобы мы рассказали тебе, что происходит на игре, как персонажу или как игроку? Если как игроку — ему рассказывались механизмы игры. Если как персонажу — мы ему рассказывали подоплёку с поездом, богами, экспериментом гернотов. Потом мы выпускали его представителем высших сил, которые понимают реальность происходящего и пытаются примкнуть к одному из полюсов (доснять фильм и оплодотворить Бога самим собой или уничтожить эксперимент, вычислить гернотов и уничтожить их физически).
Прошла игра забавно и интересно.
Закончилось всё тем, что от большого купола отделилась съёмочная бригада и ушла. Они просто отказались снимать фильм. Съёмочная бригада сказала, что фильм — это подделка, а они хотят снимать подлинные сюжеты. Они смогли отделиться маленьким куполом, который мог двигаться самостоятельно, но всё равно оставались в нём, всё равно были под определёнными законами. А железнодорожники остались одни в большом куполе. Они долго на эту тему рассуждали. Что же нам делать, как же нам быть, как бежать? Потом просто взяли и разобрали железную дорогу — «всё, мы это строить не будем, это не наш замысел, не наша жизнь, мы сделали всё, что должны…» И купол распался, так как ключевое связующее звено, сама железная дорога, оказалось уничтожено. Поезд до места не дошёл, Бог себя этим поездом не собрал.
То, что поезд идет, а дорогу за ним разбирают — это не
строительство, все это понимают. Строители дико бунтовали, ведь это
дебилизм. Режиссёру, который снимал фильм, было всё равно.
Немецкий генерал очень долго держался. Он был фаталистично
настроенный «истинный ариец». В конце концов он
покончил с собой, потому что пришёл к полному непониманию
происходящего абсурда — им управляет сумасшедший
режиссер, заставляет его
В чём была ключевая особенность игры? Мы создали пласт
фоновой деятельности. Люди, тратят много физических сил на
строительство железной дороги. Плохая погода. Они копают, строят,
их подгоняют и в это время постоянно дёргают и заставляют
сниматься в кино. У них в процессе этой игры начинает
формироваться
В конце игры железнодорожники пришли в редакцию, туда же
пришел и купол, который в тот момент еще существовал. Мы вывели
всех писателей, поставили их вдоль стенки, руки на стены. Сказали:
«Вот они, эти люди решали вашу судьбу, влияли на вас. И у вас
есть одно право. Любой может пожелать любому всё, что угодно, и
это обязательно исполнится. Но если тебе
В принципе, игра понравилась, только 2 или 3 человека из 35
игроков остались недовольны. Длилась она часов 6, но за это время
мы как раз довели игру до логических точек. Все уже
Рассказывает Ланс
Игротехническая схема «магистрали» была совершенно элементарная. Было несколько групп, у каждой группы была своя очень плотная фоновая деятельность. Первая — это люди, которые занимались просто физическим трудом, они копали канаву, клали поперёк неё палки, тащили поезд. Вторая группа — фашисты. Для них фоновая деятельность заключалась в том, чтобы ходить с автоматами и организовывать рабочее пространство, Третья группа вокруг них — это киношники, которые всё это дело снимают, и для них фоновая деятельность — это съёмки фильма. Есть ещё четвертая, изолированная группа, — редакция, которая находится в стороне, получает информацию в виде отснятых видеофайлов, фотографий, записанных аудиофрагментов и т.д., и пишет следующие куски сценария, которые съёмочная группа воплощает, снимая «документальный» фильм и при этом режиссируя реальность.
Получается следующее. Пока эти фоновые деятельности
существуют сами по себе, это не интересно. Копать канаву —
абсолютно не увлекательно. А когда фоновые деятельности начинают
интерферировать между собой, когда одни игроки становятся фоновой
деятельностью для других игроков, они входят в состояние сильной
положительной обратной связи, начинают играть друг на друга. Когда
игрок не просто вкалывает, а вкалывает на глазах у
Дальше срабатывает принцип домино. Одна фоновая деятельность начинает провоцировать другую. И на этом можно строить игру. Собственно, все удачные игры, в которые я играл или которые делал, так или иначе использовали этот эффект. Понятно, что это не единственное, что должно быть в игре, должны быть и образность, и сюжет и прочее, но взаимодействие фоновых деятельностей дает очень много.