Налоги

Извлечение из дискуссии на форуме

В обсуждении участвовали: Алексей Яцына aka Коровка (Москва) — автор львиной доли ценных мыслей; а также Денис Муравлянский aka Дионис, Алексей Гридин, Дмитрий Корабельщиков aka Ящер (Новосибирск).

Экономический механизм

Прежде всего, экономику и социальные институты надо рассматривать по отдельности. Налог (пошлина, сбор, вклад в общак, касса взаимопомощи) — это экономический механизм перераспределения ресурсов от имеющего их в избытке к имеющему их в дефиците. Чтобы этот механизм запустить на игре, необходимо создать производителей и потребителей. Тогда у одной группы людей (в данном случае — игроков) появляется стимул и мотив отобрать деньги (продукты) у других.

Пример. Если на игре есть царь, то у него лично не должно быть доходов, либо их должно быть недостаточно для того, чтобы содержать армию, чиновников и т.п. С другой стороны, должны быть ремесленники, крестьяне, у которых и появляются доходы.

У государства (или собирающих налоги) должно быть обязательное потребление (на возможность ведения войны, на покупку заклинаний, на поддержание статуса и того, что с этим статусом связано…). Количеством экономических циклов по потреблению регулируется темп игры.

Пример. Королевская гвардия, которой не платится жалование, может и бунт замутить. Поэтому королю придется искать деньги. Откуда? Да налоги с подданных собрать.

Еще пример. Если без определенного уровня расходов не пускают к решению политических вопросов, выборам и т.п., то человеку, желающему участвовать в политике, понадобятся ресурсы. Если это, например, помещик, — он будет собирать их с крестьян.

Тут просто необходима четкая матмодель, рассчитанная по избытку/дефициту. Чтобы у того, кто должен по роли собирать налоги, на желаемые блага денег не хватало. Иначе стимул пропадает.

Как следствие появляются и социальные механизмы (полюдье, налоговая инспекция, мытари и т.д.), и все что с ними связано: подавление медных бунтов, наказания за неуплату налогов, укрывательство доходов…

Соответственно, до игры надо продумывать:

  • экономическую модель, соответствующую стадии развития общества,
  • темп игры (скажем, при очень высоком темпе игры некогда заниматься длительными разбирательствами, и летит башка с плеч, и налог превращается в разверстку),
  • социо-культурную составляющую отыгрываемого народа.

Вторая сторона медали: важно, чтобы средний налогоплательщик, заплатив налоги, оставался с деньгами.

Если не ошибаюсь, считается, что сумма налогов не должна в среднем превышать 30% от доходов или прибыли — примерно здесь проходит граница психологической приемлемости.

Впрочем, возможны исключения. Если налоги нужны, чтобы создавать оборот денежной массы, то денег должно быть достаточно. Если же нужно создать властителям максимум проблем, то нет. Есть игры, на которых налоги нужны для того, чтобы ко второму дню начались восстания и недовольства. Там денег должно не хватать.

Важно одно: используемая часто «перевернутая» схема, когда ресурсы сразу выдаются правителю как доход с виртуальных земель, со сбором налогов не уживается. Тут ресурсы должны производиться внизу и забираться наверх как раз посредством налогов.

Виды налогов

Подоходный налог, налог на прибыль и т.п. — пожалуй, современному человеку приходят в голову первыми, и именно они для игры годятся меньше всего. Скрыть доходы на игре обычно — легче легкого.

Подоходный налог работает только на виртуальном производстве, когда все цифры проходят через мастера, и только если налогообложение отчасти лежит на мастерах.

Гораздо более уместны и реализуемы, во-первых, налог на недвижимость (игровые постройки и/или экономические объекты), и, во-вторых, вариации на тему вмененного налога. Это если игра по обществу, близкому к современному (хотя бы и в фэнтези с элементами капиталистической экономики).

Если же рассматриваются вариации на тему средневековья, где главная ценность — земля и военная сила, картинка иная. До Нового времени основной налог был «с дыма», а еще больше брали оброком, сбором и пошлиной. В том числе были пошлины за проход по землям (для этого должны быть размечены границы владений), провоз товаров и т.п. И здесь вполне можно развернуться фантазии феодалов.

Кстати, одной из самых значительных привилегий аристократии зачастую было освобождение от уплаты налогов.

И наконец, чтобы правило работало…

Должны быть (и должны быть известны) конкретные санкции за неуплату налогов. Также соответствующие социо-культурному уровню.

Очевидно, при невозможности уплатить налог на какое-то действие, это действие запрещено (без уплаты налога за провоз товара товар через заставу не пропустят).

А далее начинается игра с законом и вокруг него (пошлины, чиновники, взятки, контрабанда), что уже — другая история.