Правила по медицине

Орк-клуб

Правила писались для игры «Земноморье», отсюда ссылки на морские правила.

Что есть болезнь

В человеческом организме выделяются несколько параметров, отклонение которых от нормального состояния и является болезнью. Состояние любого параметра определяется числовым показателем от –2 до +2 (отклонения ±3 и больше по модулю несовместимы с жизнью).

Параметры –2 –1 0 +1 +2
Мозг кома ступор норма бред буйство
Сердце остановка брадикардия норма тахикардия инфаркт
Свертываемость крови смертельные
кровотечения
гемофилия норма тромбы эмболия
Дыхание паралич дыхания одышка норма одышка астма
Пищеварение гипобулия запор норма рвота обильная рвота
Сила мышц атония дистрофия норма суперсила судороги
Зрение слепота ослабление зрения норма перенапряжение слепота
Ткани тяжелое ранение легкое ранение норма опухоль злокачеств. опухоль
Инфекция чума чума норма дизентерия дизентерия

Значения –1 и +1 по любому параметру соответствуют легкому отклонению от нормы (аналогично легкому ранению). Продолжительность такого состояния 30 мин.

В течение этого срока на человека накладываются некоторые ограничения, разные для разных болезней.

По окончании этого срока болезнь либо переходит в более тяжелую стадию, либо проходит сама. Самопроизвольное исцеление возможно только для некоторых болезней с определенной вероятностью.

Значения –2 и +2 по любому параметру соответствуют тяжелому отклонению (аналогично тяжелому ранению). Продолжительность этого состояния 10 минут, после чего наступает смерть. В течение этих 10 минут человек может только лежать и тихо говорить. По желанию можно изображать соответствующие симптомы (разные при разных видах умирания).

Ранения тоже являются отклонениями (легкое –1 и тяжелое –2) по тканям.

Исключения:

  • Состояние +2 или –2 по зрению (полная слепота) может продолжаться сколько угодно. Но при этом у человека должны быть завязаны глаза.
  • Состояние +1 по мышцам (суперсила): можно продолжать бой, будучи тяжелораненым (при этом следующее поражение сразу выводит в покойники); кроме того, можно, находясь в воде, переместиться до ближайшего острова или корабля. То есть, весьма своеобразная болезнь: мощный прилив сил с последующими судорогами (+2 по мышцам) и летальным исходом.
  • Состояние –1 по крови (гемофилия) может продолжаться сколько угодно; эта болезнь проявляется следующим образом: при ранении сокращаются в 2 раза продолжительности легкого и тяжелого состояний (15 и 5 мин. соответственно вместо 30 и 10).

При болезни посредник записывает в личную карточку человека параметр и отклонение по нему, а также время начала болезни. При излечении эту запись вычеркивает опять же посредник. Можно обойтись и без «бухгалтерии», если посредник присутствует при больном от начала до конца болезни.

Как люди заболевают

Раз в цикл, в любое его время, каждый человек должен пройти в присутствии посредника «обследование». (Будет ли это игровое действие или формальная техническая процедура — по желанию и обстоятельствам). Здоровье его определяется с помощью игральных кубиков (костей).

Сам факт болезни — выпадение суммы на двух кубиках, равной 2 или 3 (что соответствует вероятности 3/36 или 1/12).

Если выпала болезнь — определяется, по какому именно параметру, по сумме на двух кубиках в соответствии с таблицей (для наглядности там же приводятся соответствующие вероятности):

Параметр Сумма Вероятность
Ткани 2 или 3 3/36
Мозг 4 3/36
Сердце 5 4/36
Инфекция 6 5/36
Дыхание 7 6/36
Пищеварение 8 5/36
Кровь 9 4/36
Зрение 10 3/36
Мышцы 11 или 12 3/36

После этого определяется, в какую сторону отклонение — в «+» или в «–» — броском одного кубика: четное число соответствует «+» и наоборот.

Результатом является ±1 по одному из параметров. Тяжелое отклонение (±2) можно получить, запустив и не вылечив легкое отклонение.

Исключения: таким образом можно получить отклонение по тканям только в «+» (опухоль), а по мышцам только в «–» (дистрофия), ибо минус по тканям есть ранение и его получают другими известными способами, а плюс по мышцам вызывается только искусственно соответствующими снадобьями или магией.

Кроме этого способа, можно заболеть, долго поплавав в воде; любые отравления также являются теми или иными отклонениями каких-то параметров.

Что есть лекарство

Любое лечение, не связанное с магией, основано на использовании лекарственных препаратов. Лекарства состоят из компонентов. В основном компонентами являются растения.

Действие лекарства определяется как совокупность действий компонентов по определенным закономерностям (см. ниже).

Любой компонент действует на несколько параметров. Действие компонента по какому-либо конкретному параметру может быть жестким или мягким. Жесткое действие означает, что отклонение по этому параметру просто увеличивается или уменьшается на определенную величину. Обозначается числом со знаком, например: +2, –1: то есть, к тому значению, которое было у человека по этому параметру, прибавляется действие компонента, разумеется, учитывая знак.

Мягкое действие означает, что отклонение по этому параметру становится равным нулю (если было равно нулю — не изменяется). В свою очередь, мягкое действие по какому-то параметру может быть сильным и слабым, а сильное или слабое — односторонним и двусторонним.

Мягкое сильное действие означает, что приводятся к нулю отклонения и 1, и 2. Обозначается большой латинской буквой N. Мягкое слабое — только 1. Обозначается малой латинской буквой n.

Одностороннее действие означает, что приводятся к нулю отклонения только с плюса или только с минуса. Обозначается буквой со знаком.

Таким образом, компоненты с мягким действием приводят к нулю отклонения:

N любые   n ±1
N+ +1 и +2 n+ +1
N– –1 и –2 n– –1

Суммарное действие лекарства по каждому параметру определяется так:

  1. Все жесткие действия просто складываются, учитывая знак.
  2. Все мягкие действия оказывают влияние одновременно.
  3. При сочетании мягких и жестких действий жесткие имеют приоритет. Если сумма жестких действий равна 0 или таких вообще нет, оказывает влияние мягкое действие; если же сумма жестких действий не равна 0, мягкие действия не учитываются.

Пример

Состав, вызывающий «суперсилу» (или же лечащий дистрофию), а также нормализующий легкие отклонения по пищеварению (запор, рвота), тканям (легкие раны, язвы, опухоли) и инфекциям:

  Мозг Сердце Пищеварение Мышцы Кровь Дыхание Ткани Зрение Инфекция
Белый гриб     n– n+ –1        
Березовая зола     n+   –1     –1  
Крапива     +1 +1 +1   n    
Одуванчик +1   +1   +1        
Черемуха –1   –2 n+       +1 n
Действие состава     n +1     n   n

Лекарства

Одноразовая доза любого снадобья в игре — запечатанный бумажный пакетик, внутри которого посредник пишет его действие, а снаружи лекарь сам ставит свою пометку.

Запись действия лекарства из приведенного примера: «По мышцам +1, по пищеварению, тканям, инфекциям приведение к 0 (к норме) с –1 или с +1».

Кроме того, возможны часто употребляемые лекарства в виде упаковок (склянок, мешочков, пакетиков) с «пилюлями» (драже, карамельками, витаминками и т. п. определенного вида). В этом случае бумажка с записью действия лекарства прилагается к упаковке.

Изготовление лекарств

Чтобы приготовить лекарство, надо сдать ближайшему посреднику образцы необходимых компонентов. Посредник не сообщает лекарю о правильности или неправильности состава. Он просто дает лекарю снадобье, действие которого соответствует именно этому набору компонентов.

Применение лекарств

Принявшим снадобье считается любой, кто вскрыл запечатанный пакетик (или проглотил пилюлю). К нему в полной мере относится все, что там написано. Вскрывать пакетик «для того парня» можно лишь в том случае, если «парень» без сознания.