Магия, извращенная программистами

Павел Рыжков, Кемерово, МГ «Ржавый дракон»

Данная система магии была разработана нами к полевой игре «Танфер», проведенной в 98 году. Специфика игры заключалась в следующем: в мире есть маги разных школ и направлений. В принципе, возможности различных школ одинаковы, разница лишь в методах. Применить заклинание может любое существо, сложность заключается в изготовлении. Кстати, благодаря тому, что применить заклинание мог любой, на игре процветала торговля заклинаниями, что вносило свою лепту в экономику игры.

Эта система магии создана по подобию языка программирования. Язык имеет свою структуру: существует определенный и конечный набор смысловых понятий (слов, рун, предметов, действий). Из этого набора маги составляют по определенным правилам последовательность-заклинание, после чего показывают мастеру обряд, состоящий из произносимых слов, прикосновений к предметам и определенных действий. Мастер по обряду или по записи обряда определяет правильность составления (соответствие языку), вычисляет силу и выписывает сертификат. Как уже отмечалось, вскрыть сертификат и прочитать результат мог любой.

Правила построения заклинаний

Перед игрой маги получали набор слов и правил. С помощью слов из этого набора они составляли заклинания — описания действий. Слова объе­динялись во фразы. Фраза состояла из трех частей: субъект-подлежащее (кто/что действует), предикат-сказуемое (производимое действие), объект-дополнение (над чем производится). Проще говоря: кто делает, что делает, с кем делает. Причем части фразы могут быть несколькими словами (это существо), целой фразой (животное, касающееся стены) или объединением фраз.

Фразы, в свою очередь, объединяются в блоки. В заклинании может быть три блока:

1. Начальный блок:

1.1. Фраза названия заклинания (любое количество любых слов),
1.2. Призыв сил (необязательная часть).
1.3. Указание объекта, на который накладывается заклинание (листок с будущим мастерским сертификатом или объект, присутствующий при обряде). Если такой предмет не указан, то заклинание срабатывает сразу.
1.4. Описание меток, используемых в заклинании (необязательная часть).

2. Основной блок. Рассказывает о том кто, что, с кем и как делает.

Блоки должны отделятся друг от друга словом «начало/конец блока».

Мы использовали следующий набор смысловых понятий.

1. Служебные слова: начало/конец блока; начало/конец фразы; начало/конец конструкции «если»; начало/конец конструкции «пока»; разделитель условия и тела конструкций «если» и «пока»; не; и; или; перейти или вызвать; это (этот); метка (метить).

2. Стихийные (эти слова также можно использовать как существительные или глаголы): вода (делать жидким, разжижать); воздух (распылять); огонь (поджигать); земля (делать твердым).

3. Смысловые: существо (живой, лечить); являться (быть, бытие); я; магия (колдовать, заклинание); предмет; касаться (прикосновение); знать (знание), одежда (создавать одежду); делать (действовать, действие); сфера (круг определенного радиуса); зрение (видеть); оружие (бить оружием); животное (т.е. неразумное, делать животным); стена (преграждать); сон (спать); боль (болеть); страх (бояться), часть (делить); взрыв (взрывать); падение (ронять), растение (делать растением); подобие (сопоставлять); ухудшение (ухудшать); тело (воплотить душу).

Пояснение

В этой системе принципиально нет слов, обозначающих время. В заклинании указывается не время, а условие его выполнения. Делается это с помощью конструкции «если». Например: «если существо касается этого предмета, то этот предмет взрывается». Подобное заклинание будет висеть на предмете, пока кто-нибудь живой не прикоснется к нему (тогда заклинание сработает), или пока оно не скончается от времени.

Таким же образом задается длительность действия заклинания. Так, заклинание «это существо не видит меня», наложенное на человека, сработает: некоторое (весьма малое) время человек не будет видеть того, кто произвел заклинание, после чего его действие прекращается со всеми вытекающими последствиями. Если же текст заклинания будет таким: «пока это существо является живым, это существо не видит меня», то результатом будет полное зрительное невосприятие вызвавшего до тех пор, пока длится срок действия заклинания. Такая конструкция дает дополнительное время.

Несколько слов о применении слова «не». Если в фразе описывается действие, а затем идет конструкция «не (это) действие» — «не-действие» воспринимается как отмена. В других случаях «не-действие» означает анти-действие. Например: «если существо усыпляет меня, то существо не усыпляет меня» (защита от магического усыпления), «я не(анти)-усыпляю (то есть бужу) это существо» (магический будильник).

Смысл метки в том, что можно в начале заклинания обозначить какой-то объект знаком, не входящим в перечень смысловых понятий. Например, в заклинании необходимо несколько раз упомянуть «существо, прикасающееся (к) этому не-существу (предмету) и знающее магию». Магу достаточно один раз описать это существо в начальном блоке и присвоить ему метку (любой ингредиент или действие, не входящие в основной список). После этого маг в заклинании может действовать или производить действие на эту метку. Например: «…это существо является меткой конец блока, начало блока, начало фразы, моя магия делит эту метку, конец фразы и начало фразы, моя магия взрывает эту метку, конец фразы…»

Школы магии

В разных школах магии понятия-слова обозначались по-разному, и энергия для заклинаний бралась из разных источников. В школах серебренных магов и магов-компонентщиков слова обозначались определенными предметами, как такими, которые легко можно найти на полигоне (травинка, кусок жести, шишка), так и специально вводимыми мастерами (игрушечные пауки, мухи и пчелы).

Серебреные маги использовали в качестве энергии серебро, во время изготовления заклинания отдавая его мастеру, а затем поочередно притра­гиваясь к тому или иному символу создавали фразы.

Энергия разделялась по трем параметрам: сила (эффект заклинания), длительность заклинания, стойкость к разрушению. Маг мог неравномерно распределить энергию по этим параметрам, поставив в конце начального блока блок слов, перераспределяющих силу по следующей схеме:

  Сила  Длительность  Стойкость
Вода  –1 +3 –2
Воздух  +2 +1 –3
Огонь  +4 –2 –2
Земля  –2 –2 +4

Таким образом маг мог увеличить силу с помощью слов «воздух» и «огонь», но уменьшить длительность и сильно уменьшить стойкость заклинания.

Компонентщики брали энергию из самих символов, то есть своим прикосновением уничтожали символ. И чем больше энергии ему было нужно, тем больше компонент он должен был использовать.

Энергия распределялась так: чем больше компонент в подлежащем — тем больше сила, в сказуемом — длительность, в дополнении — стойкость. В заклинании одно слово могло стоять два раза подряд («моя магия колдует…» — символы «я», «магия», «магия»). Отличие двух слов от усиления свойства заклинания заключалось в том, к скольким предметам и сколько раз прикасается маг. Если он касается одного комара, затем другого — это значение «магия колдует», а если маг касается двух комаров сразу — это усиление свойств.

Так если магу в заклинании необходимо было двадцать раз сказать «боль» (отыгрывалось крапивой), или в двадцать раз усилить эффект заклинания, ему приходилось двадцать раз кидать в костер лист крапивы.

Забавные моменты встречались из-за того, что один из наиболее часто встречаемых компонентов — «магия, колдовать» изображал убитый комар. Уже на второй день игры на полигоне практически исчезли все комары. Особенно мне запомнился момент, когда я пришел проверять заклинание, и маг достал спичечный коробок, забитый комарами.

В этом месте мы допустили ошибку: можно было составить длительное защитное заклинание из подручных материалов. В результате по полигону ходило несколько «неубивайчиков», которых хотели бы убить многие. Исправить это можно сделав часто используемые компоненты, такие как «магия» и «оружие», редкими на игре (что-нибудь из игрушечных насекомых). Необходимость собирать эти компоненты в достаточных количествах заставит игроков заниматься не только магией. Кроме того, стоило ограничить действие заклинаний компонентщиков достаточно малым сроком.

Были еще две школы: священников и некромантов. Священники брали энергию из больших скоплений народа. Смысловые понятия отыгрывались жестами или какими-то моментами обряда. Некроманты же совмещали жесты и компоненты. Поэтому участников обряда им требовалось меньше, но в одиночку некромант колдовать не мог. Например, для того чтобы поставить множественное число, у некромантов необходимо было указать на трех участников обряда. Кроме того, священники не знали некоторых слов, таких как «ухудшение», а некроманты не знали частицы «не», и все слова им были известны только в смысле ухудшения (они не знали слова «лечить», они знали «насылать болезнь»).

Примеры заклинаний

Начало блока, существо, взрыв, Конец блока.
Начало Блока, Я (моя), магия, взрыв, это, существо, Конец блока.

Данное заклинание называется «существо, взрыв» и взрывает указанное существо.

Начало блока, существо, существо, существо,
     Начало фразы, огонь, Конец фразы,
     Начало фразы, это, не-существо (предмет), Конец фразы, Конец блока.
Начало блока, я, магия, лечить, это, существо, Конец блока.

Это заклинание называется «существо, существо, существо». Призывает стихию огня, что позволяет увеличить силу и накладывается на «этот предмет» (обычно это листок бумаги). Маг силой своей магии лечит «это существо».

Начало блока, существо, не, делать, прикосновение,
     Начало фразы, не, земля, Конец фразы,
     Начало фразы, это, существо, Конец фразы,
     Начало фразы, это, существо, является, меткой, *, Конец фразы, Конец блока
Начало блока
     Пока, Начало фразы, *, является живым, Конец фразы, Разделитель
          Если, Начало фразы, существо, бьет оружием, *, Конец фразы, Разделитель
               Начало фразы, существо, не, бьет оружием, *, Конец фразы,
          Конец_Если
     Конец_Пока
Конец блока

Заклинание называется «существо, не, делать, прикосновение». Призы­вается сила «не-земли», благодаря чему увеличивается сила и длительность. Накладывается на «это существо». Указанное существо является меткой «*».

Пока указанное существо является живым, если любое существо бьет его оружием, то оно не может ударить указанное существо. Это заклинание защиты от оружия.

* * *

Мастера строго следили только за первым исполнением заклинания. Если маг совершал заклинание абсолютно верно, в следующий раз мастера не приглядывались к процессу, а брали или убеждались в наличии необходимых компонент и выписывали сертификат. Это экономило массу мастерского времени.

Так как законы магии во всех школах одинаковы, отличалось только оформление, то на игре была возможность изучить неизвестные магу слова и правила. Можно было использовать более экономичный символ из других школ. Был случай, когда маг-компонентщик, экспериментируя, сумел обнаружить, что если после начального блока притронуться к серебру — оно «сгорает», а компоненты не тратятся. Таким образом он самостоятельно освоил школу серебра.

Еще одним преимуществом системы являются ее принципиальная открытость. Количество заклинаний, которые можно придумать, не поддается даже приблизительной оценке.

Возможно, данная система будет лучше работать, если мастера начнут работать с будущими магами еще до игры, чтобы к началу игры у магов уже были готовы какие-то заклинания. Кроме того, это поможет отобрать игроков, которым будет интересно играть по таким правилам. Так, после нашей игры были как очень довольные системой магии игроки, так и резко недовольные. К нам приехали некроманты, собиравшиеся отыгрывать красивые обряды (они отыграли один из них после игры, и это действительно выглядело прекрасно). А по нашим правилам некроманты должны были использовать в своих обрядах такие жесты, как «растопырить пальцы левой руки, большой палец приставить к носу» и «закрыть правый глаз, левый выпучить на соседа». Естественно, что ни о какой красоте игрового обряда речь не шла. Кроме того, они (в жизни — мирные филологи) прокомментировали происходящие следующим образом: «Есть системы магии — филологическое извращение, а ваша система магии — программистское извращение». Что же, я — один из разработчиков этой системы — не могу с ними не согласиться.