Не плюй против ветра, не стой на пути…

Алексей Кулаков (Ланс), Екатеринбург

Данная статья — ответ на манифест Макса Шкеля. За который ему спасибо.

Сегодня очень, то есть очень актуальной темой жизни нас является проблема инерции тенденций в играх (здесь и далее, прошу прощения за формулировки, не поэт). К сожалению, приходится признать, что то, как живет РД сегодня, гораздо больше похоже на шоу-бизнес или предвыборную кампанию, чем на, к примеру, театр самодеятельности, коммуну хипов или рот-фронт (примеры, конечно, так себе, но зато понятно о чем). То, как делаются игры сегодня, похоже или на поп-музыку, или на легкую промышленность — у нас появился мейнстрим, кильватерная струя главного ледокола, в которой все и плавают. И ледокол этот, как бы замечателен он не был, выпускает шаблон для мыслей мастеров.

Мы с неизбежностью опопсеваем. Если посмотреть вокруг, то видно, что в отличии от 94–96 годов сменился принцип отбора успешных проектов, и, соответственно, мастеров и игроков. Сегодня определяющим успешность проекта в гораздо большей степени является рекламная кампания, чем качество игры. И значит, среда стимулирует появление не хороших мастеров, а хороших рекламных менеджеров. Гораздо важнее качественной проработки игры её грамотное позиционирование. Нужно (а) придумать слоган, (б) грамотно провести рекламу в своем таргет гроупе.

Кстати говоря, видна даже некоторая наметившаяся специализация в менеджменте игр. Не все делают это как в бизнесе — прайм тайм на посещаемых конвентах и аналоги рекламных роликов. Некоторые делают это как в политике — этакий полит-пиар внутри РД. (То есть в этом случае нужно иметь (а) программу и (б) свой электорат).

Самое главное, это нельзя игнорировать — если ты не будешь пользоваться передовыми технологиями влияния на общественное мнения, то не получишь необходимого ресурса (кстати, у нас появилась конкуренция, потому что вдруг выяснилось, что игроки — это ресурс) — игроков, и не получишь того, чего хотел — хорошей игры.

Одним словом, мы притащили в РИ рынок. Со всеми его прелестями. И я не говорю, что это плохо. Но, в общем, и радоваться тоже не получается.

Почему же меня это волнует? По совершенно отличным от Максовских причинам (хотя отнюдь не противоречащим им). Мне кажется, что фактор отбора уже дал первые результаты, и все теперь принципиально по иному в нашем заведении. У меня в последнее время складывается впечатление, что мы играем уже не в игру, а в символ игры. Мы делаем вид, что играем. Мы делаем вид, что нам нравится, как играет сосед. Сосед делает вид, что ему нравится, как играем мы. Мы все вместе делаем вид, что игра удалась (и, соответственно, усматриваем в ней новое, или чудо, или катарсис, или какое-нибудь еще модное слово сезона). Мы существуем в пространстве моды, а не игры. И это не то пространство, которое мне нравится.

Но предложенное Максом направление кажется мне… э… частным решением для Макса. И это хорошо — у меня свое решение.

Мне, честно говоря, пофиг на старые добрые времена — просто потому, что они прошли, потому, что это уже лет пять как история. Хорошо, что она у нас есть, но странно ожидать от живого организма РД неизменности. Обзывать кого-нибудь «некст дженерейшном» или пытаться реконструировать старый добрый дух первых игр не считаю ни нужным, ни возможным.

Ничего страшного в новых условиях жизни я не вижу. Это — естественно. Это возрастное — все-таки, как ни крути, а РД по самым скромным оценкам 10 лет. Для субкультуры это возраст, что называется, переходный. Либо сдохнуть, либо адаптироваться к окружающему миру.

Так что ничего трагичного в том, что у нас начали появляться симптомы приспособления, нет — мне представляется, это значит, что мы таки не наблюдаем кончину РД, а просто имеем классическую ситуацию смены приоритетов, вектора развития. (В определенном ракурсе это здорово похоже на то, что произошло с окружающим нас миром после смены государственной идеологии).

Я не романтик. То есть на мне написано совсем другое слово. Я не жду от РИ сказки (сегодня, раньше ждал, правда, называл другим словом — «деяние»). И не считаю ее непременным условием хорошей игры. Потому что для меня игра — не альтернативная реальность, для меня игра — это способ мыслить. Но, так же как и Максу, мне не нравится ездить на чужих велосипедах. Не интересно. Мне интересно свои делать.

Мне не кажется, что внешние косметические признаки (например, натурализм) могут служить маркерами честной игры. Кто на чем двигается — это же вопрос моды, не более того. Вчера — «красиво», сегодня — «натуралистично», завтра — еще что-нибудь. Вопрос не в этом — вопрос в культуре игры и самостоятельности мышления. Самостоятельность в вопросах, как играть и как делать игры. Даже вопросы «о роли мастера» — прикладное, это вопрос методики. (Я вот не собираюсь отказываться в своих играх от активной роли мастера. Я не считаю, что мастер не должен вмешиваться. Не считаю, что живая ткань игры не приемлет границы между игроком и мастером — вполне даже приемлет.) Но это мое личное дело. Как хочу, так и делаю. Мне представляется, что умею.

Так вот — для Макса символом игры, которую он хочет делать, стало слово «сказка».

А у меня другое слово. Да и не только слово другое. И это хорошо — каждый сам себе ледокол. Пошёл писать свой манифест.