Все на самом деле проще...
(ответ на ответ Б. Лазеева)

М. Фрид

...именно так мне хочется сказать, слушая дискуссии и читая отклики о пресловутом «женском вопросе». Некоторые из них и подвигли меня на написание еще одной заметки. Надеюсь, она в некотором роде расставит точки над i.

Прежде всего, один пункт, по которому в «манифесте» оставалась неясность: о моем отношении к участию женщин в боевых действиях. Эта неясность вызвала подозрение в том, что я призываю женщин брать в руки мечи и идти бить мужчин. Не призываю. Мое личное отношение (раз уж оно кого-то интересует) таково: женщина вполне может участвовать в драках, если (а) она этого хочет, (б) мир конкретной игры это позволяет (на историчках женщина с мечом, как правило, явление неуместное), и (в) она позаботилась о хорошем защитном снаряжении, чтобы мужчины не боялись драться с ней на равных, без снисхождения к «женской слабости» (оно, конечно, последствия за свой счет, но стоит подумать и о мужчинах: как правило, им есть разница, кому ставить синяки, и слава богу, что есть). Но вот чего нельзя делать, так это одновременно требовать равного отношения и снисхождения к «слабому полу», противоречие выходит. Так что если на игре кто-то отказывается драться с девочкой с голым пузом, — мои симпатии на его стороне. Другое дело, что такой отказ лучше бы делать вежливо и, по возможности, в рамках игры.

Второй пункт, не оговоренный в «манифесте» явно — это то, что речь шла и идет, разумеется, о людях, желающих играть. Все прочие категории ездящих на игры не рассматриваются.

Теперь о весьма примечательном эссе Бориса — примечательном потому, что, пытаясь развить тему, Борис касается трех вопросов, в действительности не имеющих никакого отношения к гендерным проблемам (слово «гендер» означает «пол», когда речь идет о психологических и социальных вопросах, а не о сексе).

Во-первых, что есть игровое действие и игровое событие. С игровым действием Борис, наверное, прав — что будем считать таковым, то и будет (кстати, мнение мастера на тему «что есть игровое действие на данной конкретной игре» тоже не последнее, не так ли?). Но каждое ли действие является событием? Мне кажется, событие можно определить двумя способами: объективно — действие, являющееся хотя бы в какой-то мере сюжетообразующим для игры, и субъективно — действие, которое вызвало какие-то переживания. Давайте говорить о событии, если выполнено хотя бы одно из этих условий. Можно колоть дрова и чистить картошку «по игре», но важно ли это для сюжета игры? Вызывает ли это какие-то связанные с игрой переживания?

Пример Бориса, в котором мужчины не воспринимали как играющих купающихся девушек, показателен, но иллюстрирует несколько другой вопрос. Проблемы непонимания, что «по игре», а что «по жизни» возникают, как только дело касается сексуального поведения. Реакция мужчин — игнорирование купающихся девушек — совершенно естественна: это обход «опасного места», требующего «по имиджу» отыграть те инстинкты, которые очень легко просыпаются «по жизни» (или амазонки ожидали от викингов культурологических дискуссий?). И в данном случае слава богу, что «у нас в играх секса нет», для игры и нужно обычно отыгрывать только социальные гендерные роли, так что детсадовской забавы «дочки-матери» вполне достаточно. Думаю, что массово навязывать или пропагандировать отыгрыш сексуального поведения было бы глубоко неправильно. Кто хочет в «это самое» играть и уверен, что его правильно поймут — другое дело, запрещать никто ничего не запрещает.

Во-вторых, как оценивается человек на игре. Внутри своего лагеря или команды — несомненно, с нескольких разных точек зрения: как игрок, как турист, как просто человек, приятный или неприятный в общении. Такая множественная оценка происходит всегда и везде, не только на играх. Но на играх периодически бывает сложно совмещать роли, поскольку игровая роль, скажем, короля/королевы и бытовая роль туриста/туристки требуют совсем различного поведения. Как решать это противоречие — совершенно отдельный вопрос. Но вот при общении вне родного лагеря главной ролью становится, несомненно, роль игровая, и в этом смысле никаких проблем не возникает.

И в-третьих — кто кого должен развлекать на игре. Тут, как известно, вкусы различны, и о них не спорят. Те, кто ездят на МИФ, понимают, что развлекать они должны исключительно сами себя, и предпочитают именно этот тип игры, дающий неограниченный простор для фантазии. Множество игроков предпочитает, напротив, сюжетно и событийно богатые игры — что обеспечить можно только мастерской проработкой мира и ролей (буйная фантазия игроков при этом, естественно, ограничивается). Несомненно, если игрок приехал скучать, ему ничто не поможет, но кто ездит на игры скучать? Конфликт же происходит только в том случае, если игрок ехал на одно, а ему предлагается другое. Например, ехал играть в остросюжетную интригу, а попал на игру «придумай себе проблему сам». Или, наоборот, придумал себе супер-крутую роль, а мастера три четверти крутости не пропустили, да еще и пару проблем навесили. Избежать такого конфликта элементарно просто, мастерам надо всего лишь заранее четко объявить, чего они хотят от игроков.

Спрашивается, при чем здесь пол игроков? Вот именно — совершенно не при чем.

Он становится «при том» только тогда — с чего собственно начинался «манифест феминизма» — когда для игры берется (предлагается «сверху», мастерами) историческая культура, в рамках которой женщинам формально запрещаются все событиеобразующие игровые сферы деятельности. Внутреннее содержание игры может быть при этом любым, не обязательно именно историческим — проблема остается.

«Вернёмся к “давайте пустим...” Надо думать, это воззвание к тем жутким мужичарам, которые решают, куда бабей на игре пустить, а куда нет» — иронизирует Борис, видимо, невнимательно прочитав первые два абзаца «манифеста». Это был призыв к мастерам, делающим игры с исторической культурой, специально заботиться о создании «экологических ниш» и смягчении или замене ряда культурных запретов. Всего лишь.

Да есть ли проблема «женской игры вообще»? На всех играх, кроме игр с исторической культурой — по-моему, нет. Женщина, желающая играть, в состоянии выбрать себе игровую нишу. Если только эти ниши есть. Вопрос в том, чтобы их создать. И вопрос этот — игротехнический.

Так что на самом деле все проще...