Жертва Богам
Павильонная ролевая игра на 11 игроков

Татьяна Глушкова (Айрин), Кемерово

Общая вводная

Представьте себе фэнтези в первобытном мире.

Вы — племя охотников и собирателей, еще не перешедшее к производящему хозяйству. Между вами и соседними племенами идет постоянная вражда, и ваше положение никак не лучшее: другие племена уже разводят скот, пашут землю, а вы еще не достигли этого уровня. А этот год выдался для племени особенно «удачным»: вся дичь в округе куда-то исчезла. Далеко ходят ваши охотники, много времени проводят в попытках добыть пищу, но все усилия их напрасны: племя голодает…

Чего только ни делал шаман племени, как только ни умолял Богов вернуть вам дичь, Боги не вняли его мольбам. А два месяца назад и с самим шаманом случилась беда: во время нападения соседнего племени, во время боя, его толкнули в костер, он упал в него лицом и ослеп. С тех пор глазами шамана стал его преданный ученик. И вот, в отчаянии, решился он на последний шаг в своем обращении к Высшим Силам. В жертву Богам должен быть принесен человек. Причем человек из вашего племени. Говорят, что это должен быть не кто-нибудь, а «лучший человек племени». Кто это? Выберут его сами Боги. И они могут выбрать любого из вас, собравшихся здесь. Каждый из вас в силу тех или иных его неоспоримых достоинств может претендовать на звание «лучшего человека племени», и именно поэтому вы и приглашены сюда. Сегодня, ровно в полночь, состоится обряд. Кто-то из вас погибнет. Но кто? На все воля Богов: в чью сторону покатится шарик, тому и быть принесенным в жертву во благо всего племени.

Решение было принято три недели назад, но обряд должен быть проведен в полнолуние, поэтому пришлось ждать почти месяц. За это время в племени произошло несколько существенных событий. Во-первых, две недели назад на охоте был серьезно ранен вождь. Десять дней пролежал он в беспамятстве, многие думали, что он не выживет, но произошло чудо — и вот он снова среди вас. Правда, пока он еще плох, и правая рука совсем не действует… [Всем игрокам во время индивидуального загруза «по секрету» сообщается, что «сдал наш вождь, сильно сдал… Наверно, не выкарабкается… А если и выкарабкается: какой с него охотник, без одной-то руки? Того и гляди, избирать нового вождя придется…»]

Во-вторых, в племени появились два чужака. Первого нашли как раз во время той охоты, на которой ранило вождя. Он лежал в беспамятстве и не смог даже сказать, кто он и из какого племени. Было решено взять его в племя — до поры до времени. Охотник он неплохой, а сейчас племя нуждается в каждом: слишком многие погибли. Второй пришел сам, всего две недели назад. Появилась надежда, что Боги могут выбрать жертвой и кого-то из чужаков — не для того ли они прислали их племени? Поэтому чужаков тоже взяли на обряд.

***

Вождь племени отвечает за все, связанное с охотой и войной. Все вопросы, касающиеся мирной жизни, решаются женщинами во главе с Хранительницей очага.

Вожди в племени выборные. Выборы происходят в случае, если погибает нынешний вождь или же если он становится слишком стар, чтобы управлять племенем. Если вождь погибает, то все понятно, а как быть со старостью? Обычно дело происходит так: на совете племени (1 раз в 1 луну) выносится вопрос: кто-нибудь говорит что-то вроде: «Наш вождь велик и достопочтенен, некогда он был могучим охотником и был сильнее любого из нас, но теперь рука его ослабела и удар не так точен как прежде. Не считает ли племя, что пора подумать о новом предводителе?» Если племя (большинством голосов, голосуют все взрослые мужчины и женщины) принимает решение сохранить вождя, то он остается, при равенстве голосов тоже, при большинстве голосов, отданных за выбор нового вождя, происходят выборы. Все мужчины племени, претендующие на место вождя, заявляют о своем желании получить эту должность, после чего происходят выборы. При равенстве голосов право выбора вождя принадлежит Женскому Совету, главой которого является Хранительница очага.

В племени есть традиция (еще, правда, не превратившаяся в обычай): выбирать вождей из одного и того же рода (рода нынешнего вождя). Просто так получилось, что уже третий вождь подряд выбирается из одного и того же рода… Так что у сына нынешнего вождя есть все шансы занять этот высокий пост (а у нынешнего вождя в силу его физического состояния есть все шансы его потерять).

Обряд свадьбы может быть проведен шаманом и хранительницей домашнего очага (вместе!) при согласии жениха и невесты.

Собственно обряд: народ становится в круг, всем, кроме якобы слепого шамана и его ученика завязываются глаза, после чего любой злоумышленник может толкнуть шарик в нужную ему сторону, а затем мастер перекатывает его согласно тому, что ему сказал перед обрядом человек, играющий роль Бога.

Дополнения для мастера

Оружия на игре нет, все было отобрано на входе в пещеру, за исключением ритуального кинжала у жреца (в ножнах на поясе) и ножа у Бога («Первый чужак»), который он божественным промыслом пронес в пещеру.

Шамана все считают слепым, на самом деле он видит, хотя и плохо. Можно завязать ему глаза прозрачной повязкой.

Роли

Шаман

Ты слеп… Ты был слеп, но могучие боги вняли твоим молитвам, и теперь ты видишь. Однако племени твоему до поры до времени знать об этом нельзя: возвращая зрение, Боги сказали тебе, что твои соплеменники должны узнать об этом лишь «когда придет время»… Похоже, что время пришло. Этой ночью ты будешь наблюдать за проведением обряда, а после него снимешь маску слепца. И ты будешь знать, Боги ли выбирают угодную им жертву, или это чья-то злая рука направляет шар…

Твои мысли по поводу всего этого: что касается вождя, то ты понимаешь, что человеку с таким увечьем (а опыт подсказывает тебе, что вождь больше никогда не поправится полностью) быть вождем очень сложно, но кто заменит его? Сын вождя, безусловно, метит на место своего отца, в нем много силы, но недостает мудрости. Ему рано становиться главой племени, пусть уж лучше на охоту людей водит его отец: он будет не так ловок, как прежде, но ум его и смекалка никуда не делись…

Вождь

М-да, твое положение не из лучших: старый вождь, да еще с таким увечьем… Сами понимаете, какие мысли это вызывает у окружающих. Да и желающие занять твое место, судя по всему, имеются. А что случается с вождем, который больше не нужен племени?.. То-то и оно.

Твои мысли по поводу всего этого: ужасно глупо было получить такую рану на охоте… Но никого не оказалось рядом, чтобы помочь тебе… Второй охотник действительно не виноват в том, что случилось, хотя никто и не верит ему. Бедный, ему сейчас тоже несладко: племя только и ищет повода, чтобы обвинить его еще в чем-нибудь.

Дочь вождя

Идея обряда тебе, мягко говоря, не по душе. Почему? Чужак (второй, тот, что появился в племени совсем недавно) сказал тебе, что в подобных случаях Боги, как правило, предпочитают избрать своей жертвой кого-либо из рода вождя, и ты склонна ему поверить. Понятно, что умирать тебе совсем не хочется, отца тоже хотелось бы уберечь от смерти, особенно теперь, когда он и так столько всего перенес, с братом у тебя, правда, особо хороших отношений никогда не было, но и его жалко! Выходов два — сорвать обряд или сделать так, чтобы твоя семья не принимала в нем участия…

Твои мысли по поводу всего этого: вся проблема в том, что ты не так глупа, как думают некоторые, и прекрасно понимаешь, что происходит. Тебя откровенно делят, не спросив твоего разрешения. Еще бы: дочь вождя — достаточно лакомый кусок. Войти в семью вождя хотели бы многие, и ты — отличная возможность для этого. Хорошо еще, что ученик шамана исключен из лотереи (у шамана не может быть жены): ты терпеть его не можешь!

Сын вождя

Твой отец зажился на этом свете. Вот уже более двадцати лет он возглавляет племя и, похоже, не намерен отдать власть даже сейчас, когда продолжить управление людьми он явно не в состоянии. А это мешает тебе: ты не хочешь ждать, молодость уходит, власть нужна тебе сейчас! Мысль убрать своего отца приходила тебе в голову задолго до того, как произошли все события, связанные с выбором жертвы и ранением твоего отца. Ты поделился ею со своим лучшим другом: учеником шамана, и он поддержал тебя. Вы вместе стали готовить план убийства вождя. Самым надежным способом избавиться от старого вождя казался яд, и вы пошли к лекарю узнавать, может ли он вас им снабдить. К несчастью, убедительно объяснить лекарю, зачем вам нужен яд, не удалось и тот узнал о ваших планах, а узнав, потребовал, чтобы его — за молчание и содействие — по успешном завершении вашего замысла сделали шаманом. Ты был уверен, что твой друг возмутится, но этого не произошло, наоборот, он воспринял известие о том, что не станет шаманом, довольно спокойно и даже с некоторой радостью. Ему, оказывается, никогда не хотелось становиться шаманом, так что он с охотой уступил этот пост (правда, взамен взял с тебя обещание, чтобы ты выдал сестру замуж за него, но это уж тебе не в тягость). Правда, возникла другая загвоздка: вы не задумывали убийство шамана, во-первых, убить сложнее, а во-вторых, если после смерти старого шамана на его место взойдет не его ученик, а кто-то другой, то это уже бунт… Но вы вынуждены были согласиться, поскольку уж лучше так, чем если ваш план будет предан огласке.

А потом случилось то, что случилось: старый шаман решил провести обряд выбора жертвы, твоего отца ранило на охоте… Вы уговаривали лекаря «залечить» твоего папу до смерти, но он отговаривался, вроде как «этот чужак смотрит за приготовлением лекарств, так что никакой возможности нет…» Так что твой отец выжил. И вы решили сделать вот что: поскольку ни ты, ни ученик шамана, ни лекарь по большому счету в Богов не верите (что за ерунда; Боги!), то во время проведения обряда произойдет следующее: ученик шамана, у которого будут развязаны глаза, передвинет шарик в сторону старого вождя, и его принесут в жертву. Шаман слепой, так что его опасаться нечего…

Твои мысли по поводу всего этого: несмотря на то, что перспективы ваши вполне радужны, в глубине души ты все равно боишься: а вдруг не выйдет? Вдруг Боги все-таки есть? Поэтому более надежным тебе представляется вот что: сейчас, когда почти все племя в сборе, избрать нового вождя, тем более что и повод есть…

Ученик шамана

Сказать по правде, тебе никогда не хотелось становиться шаманом. Да что шаманом, ты и в Богов-то не верил никогда! Но нынешний шаман избрал тебя своим учеником, и отказаться возможности не было (еще бы: почет и слава — быть шаманом, дурить глупых соплеменников!). После того, как ты стал учеником шамана и узнал всю подноготную обрядов, твоя вера в Богов поколебалась еще больше, хотя больше, казалось бы, уже некуда. Так ты и жил до тех пор, пока к тебе не подошел твой старый друг, сын вождя. Завел с тобой разговор… Слово за слово, вы договорились до того, что сын вождя был бы совсем не прочь занять место своего отца, и как можно скорее. Ты согласился ему в этом помочь. Самым надежным способом избавиться от старого вождя казался яд, и вы пошли к лекарю узнавать, может ли он вас им снабдить. Но этот дурак, сын вождя, вместо того, чтобы завести разговор издалека, так напрямую и спросил. Естественно, лекарь обо всем догадался. Хорошо еще не вождю сообщил, а пришел к вам и предложил свои услуги в качестве соучастника. За них он попросил ни много ни мало: место шамана в перспективе. Ты для виду поупрямился, но потом согласился, тем более что тебе и самому этого хотелось. Взамен сын вождя пообещал тебе женитьбу на его сестре, что тебе тоже весьма выгодно, причем не от большой любви, а по вполне разумным соображениям. Дело в том, что сын вождя сильный, ловкий и все такое прочее, но, если говорить честно, глуповат. В вашей паре мозговым центром всегда был ты, а не он. Вряд ли племя выдержит его правление долгое время, скорее всего, уже через полгода-год кто-нибудь захочет выборов нового вождя, вот тогда-то ты и выставишь свою кандидатуру… А дочь вождя в качестве жены нужна тебе потому, что стать вождем человеку не из рода вождя очень сложно. Но время для всего этого еще не настало, а на сегодняшний день твоя главная задача — вовремя подвинуть шарик, когда якобы Боги будут выбирать жертву. Слепого шамана можно не опасаться, единственное: вдруг он сам решит подвинуть шарик?

Твои мысли по поводу всего этого: вождя устранить нетрудно: помимо того, что можно убить его во время обряда, сын вождя может предложить избрать нового вождя. Скорее всего, с ним согласятся. Сложнее дело обстоит с шаманом. Честно говоря, ты сам бы предпочел в него не впутываться, но у тебя нет никакого желания становиться шаманом…

Лекарь

Дело было так: пару месяцев назад подошли к тебе ученик шамана и сын вождя с заговорщическими физиономиями и завели какой-то непонятный разговор. Слово за слово, спрашивают они тебя: а можешь ли ты делать яды? Ну, ты, не будь дурак, и спросил в ответ: а вам это, миленькие, собственно, зачем? Они замялись: мол, ну, ни зачем, просто так, интересно стало… И как-то сразу сникли и отошли. Тебя, естественно, это заинтересовало, ну, ты и подслушал их разговор. И то, о чем они разговаривали, тебя чрезвычайно заинтересовало. А говорили они вот о чем: оказывается, сын вождя уже давненько метит на место своего папаши, в связи с чем они планируют убийство старого вождя… Сначала ты хотел раскрыть их коварные планы вождю, но потом призадумался: даже если тебе поверят и заговор вскроется, что ждет тебя? Самое большее — благодарность старого вождя… Но от этого пользы не много… А ведь тебя могут и счесть лжецом: вряд ли вождь поверит, что его единственный (и любимый) сын хочет его смерти… Так что ты решил сделать по-другому — подошел к сыну вождя и ученику шамана и сказал: так, мол, и так, я все о ваших коварных планах знаю, если не возьмете «в долю» — вождю расскажу… Они испугались и спросили тебя: мол, чего ты хочешь? А, надо сказать, у тебя всегда была заветная мечта: стать шаманом. Но в пору твоей молодости шаман и сам находился в самом расцвете сил и об ученике не задумывался, а потом выбрал другого. И ты решил воспользоваться случаем: потребовал у сына вождя и ученика шамана в качестве своей «доли» за участие в их заговоре пост шамана. Ученик шамана, которого ты считал своим соперником, отреагировал на это известие удивительно спокойно: оказалось, что перспектива стать шаманом его вовсе не привлекала, куда больше ему хотелось жениться на дочери вождя. А шамана в любом случае, скорее всего, пришлось бы устранять: слишком уж он предан старому вождю… На том и порешили. В течение последующего времени вы разрабатывали план убийства старого вождя, но тут началась вся эта заварушка с выбором жертвы, а потом вождя чуть не разорвал медведь… Тебе приходила в голову идея «полечить» вождя так, чтобы он умер, но когда ты готовил лекарства, с тебя глаз не спускал первый пришелец, которого нашли во время злосчастной для вождя охоты, так что ты ничего не смог сделать. Но, похоже, сегодня вы сполна возьмете свое…

Твои мысли по поводу всего этого: тебе очень не нравится этот пришелец (тот, что живет в племени уже полтора месяца). Он вечно сует свой нос не в свое дело, да и, похоже, разбирается в травах и лекарствах лучше тебя…

Хранительница очага

Плох наш старый вождь, ох, как плох. Жить-то он, может быть, и будет, но никогда уже ему не выйти на охоту и не убить зверя своей некогда меткой рукой… А раз ты так думаешь, то это действительно так: уж ты-то раненых на своем веку понавидалась… Вот пройдут выборы — а дальше что? Нет, сейчас этот вопрос решать нужно, сейчас… Вождя нового избрать: лучше времени и места не найти — пусть не все племя в сборе, но голосование-то провести можно. А у тебя в этом свой интерес: сына вождем сделать. А что — первый охотник племени, разве он недостоин того, чтобы быть вождем? По-твоему — вполне…

А что касается выборов жертвы: вы с сыном упросили шамана привести с собой на обряд чужака, того, что нашли недавно. Боги милостивы, когда они увидят вашу готовность быть принесенными в жертву, они смилостивятся и выберут его, а не кого-то из племени…

Твои мысли по поводу всего этого: одна беда: отец нашего вождя вождем был, дед его тоже… Племя может по традиции избрать новым вождем сына нынешнего вождя, а этого тебе очень бы не хотелось. Выход один: женить сына на дочери вождя, чтобы он таким образом вошел в род вождя. Тогда племя поддержит его куда охотнее, и стать вождем ему будет легче. Тем более что ни один брак в племени невозможен без твоего согласия. Правда, без согласия шамана и собственно брачующихся тоже…

Первый охотник

Ты — честный человек, но и тебе не чуждо честолюбие. Ты хочешь стать вождем, и не видишь в этом ничего предосудительного, тем более что старый вождь больше не в состоянии водить племя на охоту. Сейчас, перед обрядом, — наилучшее время для того, чтобы поднять вопрос об избрании нового вождя. Скорее всего, большинство согласится с необходимостью сделать это, а соперников у тебя мало. Единственный действительно серьезный соперник — сын вождя. Он не превосходит тебя в воинских умениях, но он из рода вождя, а это может оказаться решающим. Ведь отец его, и дед, и прадед были вождями. Поэтому для верности тебе было бы лучше войти в род вождя. Как это сделать? Единственный путь — брак с дочерью вождя. В этом тебе обещала посодействовать твоя мать, хранительница очага, которая, конечно, тоже заинтересована в том, чтобы ее сын стал вождем.

Твои мысли по поводу всего этого: вы с матерью уговорили шамана допустить чужаков на обряд, поскольку уверены в том, что Боги сжалятся над племенем и не станут лишать его одного из людей, которых и так осталось очень мало. Вы думаете, что они скорее выберут своей жертвой чужака…

Второй охотник

Сначала ты не поверил своим ушам, когда услышал такое. Но, как бы тебе ни хотелось убедить самого себя в том, что тебе это показалось, похоже, дела действительно обстоят именно так… А произошло вот что: пошел ты пару дней назад к водопаду и, не дойдя нескольких шагов до него, услышал голоса. Остановился, послушал… Разговаривали сын вождя, ученик шамана и лекарь. И о чем! О том, чтобы свергнуть старого вождя, а вместе с ним — и шамана! Но ладно бы они собирались провести выборы вождя — они хотят, чтобы ученик шамана просто подвинул шарик в сторону вождя! Они хотят пойти против Богов!

Первой твоей мыслью было пойти к вождю и шаману и рассказать им обо всем, но ты не решился: кто же поверит тебе, особенно теперь, когда все вокруг уверены, что это по твоей вине вождь получил такую серьезную рану? Ты бы очень, очень хотел помочь вождю и шаману, но как это сделать?..

Твои мысли по поводу всего этого: после всего, что произошло на охоте, твоя жизнь — и не жизнь вовсе. Племя смотрит на тебя с презрением, с недоверием относится к каждому сказанному тобой слову… Будь сейчас не такое тяжелое время, когда каждый человек на счету, — тебя, возможно, изгнали бы. Но ведь ты ни в чем не виноват! Если бы ты мог, ты бы отдал жизнь, сражаясь за своего вождя, но первый же удар медведя лишил тебя сознания, и в таком состоянии ты пролежал всю битву… Как, как вернуть себе доверие соплеменников?!

Первый чужак

Боги существуют, и ты — один из них. Не самого высшего ранга, но тем не менее. А как ты очутился тут? Все очень просто: замутил ты у себя в мире Богов какую-то заварушку (проще говоря, решил произвести «передел божественной власти»), которая старшим Богам очень не понравилась. Стали думать, как тебя наказать. А тут как раз на горизонте возникло племя, в котором, похоже, появилась молодежь, не верящая в Богов. Богам это, понятное дело, пришлось не по нраву, и решили они это племя наказать: увели всю дичь из тех мест, в котором оно живет. Ну, народ, естественно, начал возносить молитвы Богам, все такое… Но подозрения все равно остались, так что они и послали тебя (в качестве наказания): посмотреть, не наблюдается ли у людей этого племени еретических мыслей. В случае чего, шарик во время обряда покатится в сторону зачинщика неверия… Если же обнаружится, что все в племени хорошие и Богов чтят, — шарик покатится в твою сторону. Твою телесную оболочку убьют, а божественная вернется обратно в мир Богов, чтобы там получить прощение. Поскольку ты наказан, то лишен практически всей своей божественной силы. Единственное исключение: тебя нельзя оглушить, нельзя убить иначе как на обряде. Еще у тебя есть нож — на всякий случай.

Твои мысли по поводу всего этого: в племени происходит что-то странное.

Второй чужак

Да-а, тяжела и неказиста жизнь простого… шпиона. Да-да, именно так. В соседнем племени прослышали о том, что у этого племени большие трудности и послали тебя проверить, так ли это. Оказалось: и вправду так. Ты пожил тут две недели, уже совсем было собирался идти домой, как вдруг: обряд. Ты был абсолютно спокоен: ну кто же потащит чужака на сход, на котором будут выбирать лучших людей племени? Нашлись такие. Потащили. Скорее всего, думают, что Боги тебя выберут… Кто знает, может и так. А у тебя желание одно: из всей этой заварушки живым выбраться.

На Совете Племени, буде таковой случится, ты права голоса не имеешь.

Твои мысли по поводу всего этого: чтобы не быть убитым, ты запугал дочку вождя: мол, в таких случаях Боги обычно выбирают старого вождя или кого-то из его семьи. Девица впечатлительная оказалась, поверила. Теперь вот думает, что делать. Хорошо бы ей удалось обряд сорвать. Тогда ты скрыться успеешь.