Публикуется по кн.: А. В. Финогенов, В. Э. Филиппов. Игровые технологии в школе. Учебно-методическое пособие / Красноярск, Красноярский государственный университет, 2001. — 90 с.

Игра-салон «Дело о полку Игореве»

Коган О. В., Коган Д. В., Абакумов А. Д.

Цель игры — закрепление материала по истории России X–XI веков (период феодальной раздробленности) и литературе («Слово о полку Игореве»). Закрепление материала происходит не только на когнитивном, но и на эмоциональном и деятельностном уровне. Эмоциональном — за счет самоотождествления с действующими персонажами; деятельностном — за счет того, что в ходе игры каждый участник должен самостоятельно спланировать и осуществить деятельность по достижению определенных, заданных сюжетно, целей.

Игра рассчитана на школьников старших (9–11) классов.

Примерные затраты времени

  • Подготовительная стадия. Ученикам читаются лекции по культуре, истории, экономике, географии периода, который воссоздается в игре. Желательно, чтобы каждый ученик выступил с докладом на какую-то частную тему («генеалогическое древо Рюриковичей», например). Роли раздаются до игры, и каждый участник конкретизирует собственную роль. Если ему «досталась» роль «епископа» Киевского княжества, школьник должен наполнить эту роль реальным историческим содержанием — найти реальный исторический персонаж, обладающий именем, биографией, сложившимися отношениями. Данная личность — не догма, а руководство к действию; поэтому биография — это лишь канва, по которой можно строить собственную роль. Точное соблюдение исторических реалий не является самоцелью; главное чтобы участники на практике овладели механизмами осуществления политики, экономики, истории и т. д.
  • Инструктаж участников — 1 час. Этот час отводится на введение участников в конкретную ситуацию разворачивания игры. Необходимо запланировать некоторое время на индивидуальную работу в случае, если игроку что-то непонятно.
  • Собственно игра — 3 часа (4 цикла по 45 минут).
  • Постигровая рефлексия — 30 минут. Разбор игры выполняет как функцию подведения итогов, обобщения, так и релаксирующую функцию. Игра сопровождается глубокой эмоциональной вовлеченностью участников. Нельзя, чтобы враждебные отношения из игры переносились в реальную жизнь. Чтобы снять эмоциональный накал, полезно выведение школьников в рефлективную позицию — разбор деятельности каждого в игре с позиции значения его деятельности. Анализ должен быть не оценочным («хорошо-плохо»), а конструктивным: что делал участник, к чему привели его действия, и что было бы, если бы игра продолжилась (некоторые игроки не успевают реализовать свою цель по причине ограниченности времени). Разбор обязательно должен производиться в дружелюбной манере, без критики.

Человеческий ресурс: необходим один мастер-координатор и 6 мастеров-игротехников (по числу княжеств), по одному на каждую команду.

Место действия — Древняя Русь.

Время действия — 1185–1235 годы.

Участники

Киевское княжество

Политическая система — дуумвират:

  • Святослав Всеволодич — князь Черниговский;
  • Рюрик Ростиславич — князь смоленский, соправитель Святослава;

Митрополит. Глава русской церкви, может созывать епископов на Синод, задача — вывести русскую ветвь христианской церкви из-под руки Византии, искоренить язычество, объединить Русь, помирить князей, может добавить силу 3 в ополчение. Стар, в предвидении скорой смерти ищет преемника.

Воевода. Ведет войско в бой, главный герой тактической фазы, военный советник князя.

Боярин. Может оказаться тайным язычником — в таком случае об этом должен знать один человек, т. е. иметь бумажку с мастерской печатью: «Боярин такой-то — язычник» и возможность передать эту информацию представителю церкви. Либо — наоборот — может сам иметь такой компрометирующий материал на одного из князей. Вообще ситуацию с язычеством можно обыграть очень по-разному — насколько хватит фантазии игроков.

Ростовщик. Представитель киевской еврейской диаспоры, может давать деньги — а у него они есть — в долг под проценты — в отличие от купцов. Игровая задача-минимум: заработать много денег, максимум — всех продать, купить и опять продать, но уже дороже.

Черниговское княжество

Князь — Святослав Всеволодич — в Киеве, в Чернигове правит наместник князя. Положение наместника очень шатко — он здесь чужой, и местная знать хотела бы видеть на месте правителя представителя местного дворянства. Задача — удержаться на своём месте.

Епископ. Представитель митрополита киевского в княжестве. Плох тот епископ, что не мечтает стать митрополитом.

Воевода и Боярин. Оба единодушны во мнении, что власть должна быть «местной» — только вот светской или военной?..

Купец. Зарабатывает деньги куплей-продажей всего, в т. ч. рабов, однако этот бизнес выгоден, но нелегален; торгует с Византией через послов и с купцами из других княжеств. Может одолжить денег, но процентов за это не получит — не его специальность.

Новгород-Северский
полусамостоятельное княжество в пределах Черниговской земли

Князь Игорь Святославич, двоюродный брат киевского князя Святослава. Пребывание в половецком плену не остудило его горячую голову — он жаждет реванша и собирает под свою руку войска для нового похода на половцев. Опять же, хорошо бы полусамостоятельному Новгород-Северскому княжеству стать полностью самостоятельным, а там и до Киева недалеко…

Епископ. Человек кристальной честности, верный слуга церкви, борется с язычеством и работорговлей.

Воевода. Опытный военный, ветеран, +1 на каждый второй бросок кубика в тактическую фазу. Трезво оценивает ситуацию: понимает, что идти на половцев в одиночку — самоубийство. Его задача — удерживать Игоря от безрассудных действий и опрометчивых решений.

Боярин. Ровесник и единомышленник Игоря. Метит на место воеводы.

Купец. Прожженный работорговец, шпион, купленный Византией — получает оттуда дополнительные деньги.

Владимиро-Суздальское княжество

Князь — Всеволод Большое Гнездо. Титул — Великий Князь, владыка самого благополучного и процветающего княжества. Задача — ни больше, ни меньше — объединить Русь. Под своей рукой, естественно.

Епископ. Он тоже хочет быть главой церкви, идет к своей цели законным путем — поэтому поддерживает Всеволода. Если Всеволоду удастся стать Князем над князьями, кому, как ни ему, быть следующим митрополитом.

Воевода. И он поддерживает Всеволода. При осуществлении их замыслов — командовать ему всеми войсками.

Боярин. Не верит в объединение князей, считает, что не стоит предпринимать активных действий, «наша хата с краю». Советник Всеволода.

Купец. Единственный честный купец. Принципиально занимается только законными торговыми операциями.

 2 половецких орды

Особенности половецкого образа жизни — у половцев команды из трех человек: хан, посол (он же шпион), и работорговец. Все они и бояре, и воеводы. Хан у половцев не изгоняется, а только убивается. Половецкие команды живут грабежом или нанимаются к русским князьям в качестве воинов. Хан Кобяк, хан Кончак.

Кроме того —

Летописец. Пишет историю Руси. Может свободно перемещаться между княжествами во все фазы.

2 византийских посла. Они же купцы, они же шпионы. Они-то и покупают рабов и воск. Задача — не допустить объединения Руси и отделения русской церкви от Византийской.

Правила игры

Игра делится на циклы, а цикл — на 4 фазы строго по порядку. Один цикл 45 минут. Игра рассчитана на 4–5 циклов. В каждую фазу допустимы следующие действия.

  1. 15 мин. Фаза внутренней политики, решение внутренних вопросов, казнь, изгнание князя, заточение, тайное убийство, «прием князя на работу».
  2. 5 мин. Экономическая фаза. Восстановление, приход денег, роспуск и собирание войск, сбор ополчения.
  3. 15 мин. Дипломатическая фаза, обмен послами и посланиями, встречи, синод, прибытие писем и информации из виртуальных держав, заточение, позвать нового князя, сбежавшие князья приходят к какой либо команде, торговля.
  4. 10 мин. Тактическая фаза. Нападения на другие команды (война). Бросок на проигравшего. Захват рабов.

Фаза внутренней политики

Казнь. Князь в фазу внутренней политики может приказать казнить любого на своей земле. Персонаж выбывает из игры, игрок идет к мастерам за новой ролью.

Убийство. Можно заказать мастерам убийство любого члена своей команды, даже если он в бегах (византийцы могут заказать убийство любого игрока). Стоимость — 20 гривен. Модель: d6 по кубику; 1, 2, 3 — удачно, 4 — покушение не удалось, 5 — не удалось, и жертва знает что на нее покушались, 6 — не удалось, и жертва узнает, кто заказчик.

Заточение. Князь (или заменяющий его боярин) может заточить любого присутствующего за его столом персонажа во время внутренней или дипломатической фазы цикла. Заточенный помещается отдельно от всех остальных, не может общаться с ними. Если у него остались деньги, он может слать письма любому игроку (через мастера — 10 гривен за письмо). Из заточения может отпустить князь или боярин, его заменяющий, либо после изгнания князя освобождение происходит автоматически. Плененный в результате битвы князь или воевода автоматически считается заточенным, если победитель не решил по- другому. Заточенного можно продать как раба половцам (в фазу дипломатии). За заточенного члена команды в фазу восстановления не приходят деньги.

Изгнание князя. Если команда единогласно решила отстранить князя от власти, он считается изгнанным и покидает команду в конце внутренней фазы, а в начале дипломатической фазы может присоединится к любому другому столу в качестве гостя (или пленника), как решит местный правитель. Так как он не присутствует при восстановлении, за него не идут деньги в этот цикл.

Экономическая фаза

Приход денег. В начале каждой фазы восстановления князь или заменяющий его боярин получает от мастеров деньги и воск. Он должен заплатить боярину и воеводе (но может и не платить), и обязан заплатить епископу десятину (10%). После этого он может заплатить войскам, купить новые войска, собрать ополчение и т. п.

Экономика. В фазе восстановления князь получает следующий доход: 10 гривен за каждого игрока команды, плюс 15 — собственно князь, плюс стационарный доход по княжествам:

  • Киев — 50 гривен;
  • Чернигов — 30;
  • Новгород-Северский — 30;
  • Владимир — 50;

Половцы — не получают за территорию. Княжество, из которого в предыдущую тактическую фазу увели рабов, теряет с дохода 10 гривен за 1 раба. Церкви князья платят десятину.

Воск приходит как 1 кусок к 25 гривнам дохода. Кусок воска стоит 10 гривен в Византии. Продать воск может только купец. Покупают его только византийцы. Раб стоит 15 гривен в Византии. Рабов покупают половцы и продают в Византию.

Покупка и содержание войск. Каждая княжеская дружина имеет силу. За покупку единицы силы к дружине князь должен заплатить 20 гривен, за поддержание одной единицы силы в дружине надо заплатить 10 гривен. Например, если вы хотите поднять силу своей дружины с 3 до 5, вы должны заплатить 40 гривен за +2 единицы силы и еще 30 — за поддержание имевшегося войска (итого 70), а если вам надо поддержать войско с силой 5, вы платите 50 гривен. Неоплаченные единицы силы исчезают.

Дипломатическая фаза

Побег. Побег из команды может произойти только в дипломатическую фазу, решивший бежать сообщает об этом мастерам и переходит к любому другому столу в начале новой внутренней фазы.

Приглашение князя производится в дипломатическую фазу, к нему отправляется посол или письмо с приглашением. В начале новой внутренней фазы он присоединяется к команде, и они говорят, люб он им или нет. Решение должно быть единогласным.

Торговля. Торговать могут только купцы. Торговля происходит в дипломатическую фазу. Воск и рабов можно продавать. Рабов покупают только половцы, а у них — византийцы.

Синод. В дипломатическую фазу представители церкви могут собраться вместе, чтобы обсудить свою политику.

Тактическая фаза

В начале тактической фазы происходят заявки на передвижение войск.

Война. Сила одного войска +d6 (бросок кубика) сравнивается с силой другого войска +d6, и те, у кого меньше теряют единицу с силы. Так до тех пор, пока противник не разбит (сила 0), либо не сдался, либо не сбежал. Сбежавшее войско теряет еще 1 единицу силы. Если войско разбито, то князь или воевода по кубику d6: 1, 2, 3 — захвачен в плен, 4, 5 — сбежал домой, 6 — погиб в бою.

Сбор ополчения. Князь может потребовать от поданных сбора ополчения только для обороны княжества. Каждый член команды, кроме князя может добавить к силе дружины +1, а епископ — +2 безвозмездно, то есть даром. Однако можно и не добавлять, по желанию игрока. Ополчение надо каждый раз собирать заново. Слишком частый сбор ополчения может подорвать экономику (–10 гривен за единицу ополчения).

Захват рабов. На вражеской территории войско может захватить и увести с собой столько рабов, сколько составляет сила войска по окончании тактической фазы.