Махабхарата - игра по эпосу древней Индии
предыдущий текст или рисунок содержание следующий текст или рисунок

 
Культура, религия, уклад жизни

Смешение варн и касты

Как уже неоднократно говорилось, разрешены (не противоречат дхарме) браки «согласно порядку варн», когда муж выше жены по варне. Указывалось, что «сыновей, рожденных дваждырожденными от жен, принадлежащих к следующей низшей варне, считают подобными отцам, но порицаемыми вследствие недостатка, присущего матерям» (Ману, 10, 6). Остальные дети от смешанных браков, как соответствующих порядку варн, так и противоречащих ему, имели особые названия, и вместе с названиями этим детям зачастую  предписывался определенный род занятий. Во всех шастрах приводятся длинные списки, кто как называется, которые несложно свести в таблицу. Кстати, как названия, так и описания варьируются в разных дхармашастрах; приведенная ниже таблица соответствует дхармашастре Ману. Итак:

Мать
Брахманка Кшатрийка Вайшийка Шудрянка
Брахман Брахман Брахман Амбаштха Парашава
Отец Кшатрий Сута Кшатрий Кшатрий Угра
Вайшья Вайдехака Магадха Вайшья Вайшья
Шудра Чандала Кшаттар Айогава Шудра

Чем более темным закрашена ячейка, тем ниже статус и социальное положение; чандала во всех без исключения текстах именуется «худшим из людей», так же, как брахман — «лучшим из дваждырожденных». Приведенная раскраска является весьма и весьма приблизительной, так как даже в одном источнике можно найти различные трактовки и предписания. В дхармашастре Ману сказано, что «шестеро сыновей, рожденные дваждырожденными от женщин равного происхождения или следующих варн, имеют дхарму дваждырожденных; все рожденные от смешанных браков считаются по дхарме равными шудре», но в других местах говорится, что при соблюдении порядка варн дети всегда принадлежат варне мужа. Жестких правил в древности, видимо, просто не существовало.

Далее у Ману приводится еще более длинный список, как называются и кем считаются дети детей от смешанных браков. Неизвестно, насколько могли бы продвинуться мудрецы в придумывании многосложных наименований, если бы начали расписывать еще и следующие поколения (детей детей детей от смешанных браков во всевозможных вариациях и далее), — к счастью, вместо этого они привели ряд относительно несложных правил.

Так, мальчик от смешанного брака, женясь на подобной себе (плюс-минус вариации), порождает подобного себе. Внимание: именно так, согласно представлениям индийцев, образовались касты. Женясь же вопреки порядку варн (или теперь уже каст), «отверженный порождает еще более отверженного». А так как «более отверженного», чем чандала, придумать трудно, то, несмотря на различные названия, в правах все они приблизительно равны — то есть практически никаких прав не имеют.

Итак, чем подобает заниматься представителям различных каст? Все предписанные занятия связаны со службой или наемными работами, что вполне согласуется с утверждением равенства шудре по дхарме.

Суты занимаются уходом за лошадьми и колесницами и, таким образом, служат кшатриям. В обязанности суты-колесничьего также часто входило сочинение славословий и всяческое публичное восхваление и воспевание хозяина.

Для амбаштхов, утверждает Ману, подобает врачевание, для вайдехаки — служение женщинам, для магадхов — торговля (и, по некоторым источникам, тоже сказительство и воспевание героев).

Для других каст подобает актерство, охота («неблагородная», на животных, живущих в норах, она предписывается кшаттарам и уграм, «находящим удовольствие в жестоких обычаях»), рыболовство, различные «чистые» ремесла.

И лишь чандалы и другие отверженные занимаются «нечистыми» работами: выносом грязи и нечистот, уборкой кладбищ и мест сожжения трупов, наказанием преступников и т.д.

И наконец, согласно представлениям того времени,
«Человека, лишенного варны, неизвестного или нечистого происхождения, неария, хотя по внешнему виду подобного арию, можно узнать по его делам. Подлость, грубость, жестокость, неисполнение предписанных обязанностей обличают в этом мире человека нечистого по происхождению. Низкорожденный получает природу отца или матери или обоих; он ни в коем случае не может скрыть свою действительную сущность.» (Ману, 10, 57–59).
 

 
Общая информация * * Правила * * Приложения * * Тексты * * Мастерская
На главную страницу