Махабхарата - игра по эпосу древней Индии
предыдущий текст или рисунок содержание следующий текст или рисунок

 
Культура, религия, уклад жизни

О знаках варны

Варну человека можно определить по священному шнуру и знаку на лбу. Священный шнур — знак дваждырожденного — различается цветом: брахманы носят белый, кшатрии — красный, а вайшьи — желтый; эти цвета вообще являются символами соответствующих варн. Шнур плетется из трех нитей, его длина равна росту человека. Есть разные способы ношения священного шнура в разных случаях; обычно он надевается на левое плечо и пропускается под правой рукой, но при совершении какой-либо неблагоприятной церемонии (например, при похоронах) священный шнур должен быть надет на правое плечо.

Знак на лбу также показывает варну. Цвета те же: белый у брахманов, красный у кшатриев, желтый у вайшьев, черный у шудр (шудры, разумеется, не носят священного шнура, так как не являются дваждырожденными).

Если шнур не виден, то знак на лбу — обязателен. Отсутствие знаков варны — признак вневарнового (варвара или изгоя), и обращаться к этому человеку надо соответственно.

О приветствиях

Старшего или равного по статусу приветствуют, поднося сложенные треугольником ладони ко лбу и кланяясь.

При обращении совсем необязательно и даже невежливо называть собеседника по имени; напротив, для обращения следует применить какой-либо цветистый эпитет, соответствующий варне собеседника, и назвать свое имя. Например: «О мудрейший из брахманов, прославленный знанием Вед, я, Арджуна, хочу испросить твоего совета». (Очень удобно для игры, не так ли? Надо только запомнить, как по внешнему виду определить варну, чтобы не перепутать.)

Обращаться просто по имени можно только к младшему по статусу или в случае фамильярных отношений; но при обращении к дваждырожденному все равно лучше ставить перед именем «о», например: «О Арджуна, выслушай мой совет...»

Церемония принятия почетного гостя

Эта церемония — выражение особого почета, оказываемого лицам, занимающим исключительное положение в обществе, и наиболее уважаемым родственникам.

Хозяин приказывает принести сидение для почетного гостя и говорит: «Вот, господин, садитесь. Мы окажем вам почтение». Гостю приносят сиденье, подставку для ног, почетную воду (аргхья), воду для питья и медовую смесь. Гость садится, произнося стих: «Я — высший среди своих, как Солнце среди молний. Я попираю каждого, кто бы на меня ни напал». Воду аргхья он принимает со словами: «Вы — воды. Да обрету я исполнение всех моих желаний благодаря вам» и выливает, читая формулу: «Я посылаю вас к океану, возвращайтесь к вашему источнику. Пусть наши люди будут невредимы, пусть мой сок не иссякнет». Он пьет воду, произнося: «Ты приходишь ко мне со славой, соединяешься со мной с блеском, делаешь меня любимым всеми существами, господином скота...» Потом он принимает медовый напиток левой рукой, размешивает его трижды безымянным пальцем правой руки, затем трижды опускает в медовый напиток безымянный и большой пальцы и отведывает его, произнося формулу: «Это — сладость, наилучшая часть меда; благодаря этому наслаждению пищей пусть я стану наилучшим, сладким и наслаждающимся пищей». После чего может совершаться жертвоприношение в честь гостя. Изначально в жертву приносилась корова, позже корову могли дарить гостю.

(Обратите внимание, почетный гость произносит гораздо больше ритуальных формул, чем хозяин. Издержки власти: царю необходимо хорошее образование.)
 

 
Общая информация * * Правила * * Приложения * * Тексты * * Мастерская
На главную страницу