Махабхарата - игра по эпосу древней Индии
предыдущий текст или рисунок содержание следующий текст или рисунок

 
Культура, религия, уклад жизни

Семья и дхарма женщины

«Женщина — друг человека». Это, пожалуй, самое меткое определение отношения к женщине в древней Индии. Именно жена — лучший друг, так утверждают мудрецы, а мудрецов полагается слушаться. Несомненно, хорошая жена — всегда друг, верный, не бросающий в любой беде, готовый пойти за мужем на край света, прощающий любые выходки, нежный, любящий... Самый-самый лучший. Такой, бросить или оставить без внимания которого — страшный грех. И, несомненно, не совсем чтобы человек — женщина все-таки! Куда уж ей до мужчин... И ум невелик, и легкомысленна, и лгать любит по природе своей. И все такое прочее. Стандартный набор.

Все героические жены индийского эпоса — героичны постольку, поскольку были верны своим мужьям-героям. Героические жены чуть более поздних индийских драм были верны даже не совсем героям... или совсем не героям. Но верны. И этим прославились. Такое явление, как злонамеренные козни жены против мужа в индийском эпосе невозможно. Если жена и делает гадость, то из любви к своим детям, а также по скудоумию. Или по легкомыслию.

Дхарма женщины — ее муж: даже плохой муж должен почитаться женщиной, как бог. Муж — высший авторитет. Жена всегда должна слушаться его указаний. Даже если он не прав. Не послушалась — согрешила. Послушалась — молодец, а если по указанию мужа совершила дурной поступок — грех на муже, который не туда указывал.

Ману утверждает: «Брачный обряд считается для женщин равным ведийскому ритуалу, служение мужу — жизни у гуру, домашнее хозяйство — поддержанию священного огня».

Дхарма женщины — рожать мужу детей. Дхарма женщины — содержать дом в порядке, но обеспечивать содержание дома должен муж. Дхарма женщины — чтить всех старших родственников мужа. И слушаться их беспрекословно. Хорошая жена всегда скромна, послушна, встает раньше мужа, чтобы приготовить ему завтрак и ложится позже, вымыв посуду после ужина, а также рожает много-много здоровых сыновей.

Женщина никогда не должна оставаться свободной: до замужества она принадлежит отцу, затем — мужу, после смерти мужа — сыновьям или другим родственникам. Существовал обычай, по которому вдова автоматически переходила к младшему брату мужа (вместе с наследством). Вообще, вдова обычно доставалась главному наследнику: он в любом случае был обязан ее содержать. Женщина неправоспособна, она не имеет права заключать какие бы то ни было сделки (ей даже на базар ходить не полагается — не женское это дело), не получает наследства, не может быть свидетелем ни в материальных тяжбах, ни в уголовных делах...

Да еще надо вспомнить замечательный обычай, по которому в случае неспособности мужа зачать ребенка или в случае смерти мужа до зачатия приглашался «заместитель» — младший брат или другой родственник мужа, или же благочестивый брахман. Понятно, для чего. Родившийся ребенок считался ребенком законного мужа.

В общем, бедные древние женщины!

Но так ли все было плохо? Разумеется, нет. В интересующий нас период (от середины до конца первого тысячелетия до нашей эры) еще не сложились ни практика детских браков, ни требование полного затворничества, ни запрет на повторные браки и прочие «прелести». Самая образцовая жена могла свободно общаться, с кем хотела. Сати — сожжение вдовы на погребальном костре мужа — дело не только сугубо добровольное, но и не одобряемое властями.

Несмотря на неправоспособность, порядочная женщина всегда была защищена материально: во-первых, у нее были ее собственные драгоценности, полученные в качестве приданого или подаренные мужем, которые оставались у нее, даже если муж разорялся и все его имущество продавалось; во-вторых, кто-нибудь всегда был обязан содержать ее (муж, отец, другие родственники, если нет никаких родственников — то царь).

Были многочисленные правила, разрешающие много чего «в крайних обстоятельствах». Если, например, муж уехал, оставив жену без попечения, и она была вынуждена занимать деньги, покупать или продавать, и даже работать, чтобы прокормиться — весь грех падает на нехорошего мужа, и именно он, а не жена, достоин всяческого осуждения.

Наконец, женщина иногда имеет законное право уйти от мужа: не производящего детей, бьющего или обижающего ее, не способного ее содержать, наконец, попавшего в рабство.

За прелюбодеяние с чужой женой мужчина наказывался гораздо строже, чем жена, изменившая мужу. Уход жены от мужа считался чем-то крайним и экстраординарным, он навлекал позор прежде всего на мужа, но и на женщину тоже. Муж бросить жену просто так и без попечения не мог, даже если она обладала физическими недостатками и не могла рожать. В этом случае он лишь имел право взять вторую жену, не спросясь у первой. В остальных случаях полагалось спрашивать. Видимо, согласие получить было не сложно: старшая жена и мать наследника могла шпынять младшую и сваливать на нее существенную часть домашних работ.

Кстати, о многоженстве и многомужестве. В интересующее нас время еще существуют обе практики. Богатые мужчины часто берут по несколько жен. Как говорят мудрецы — первую ради дхармы и уплаты долга предкам, то есть ради рождения сына, но остальных — ради Камы, то есть по любви. Первую жену выбирают зачастую не из соображений страсти, а по принципу чистоты рода (естественно, соответствующей варны) и здоровья (читай — способности к деторождению). С остальными единственное строгое правило — соответствие порядку варн: жена никогда не должна быть выше мужа по варне или касте. Из такой системы, кстати, проистекали любопытнейшие семейные отношения: вспомним, сколь многочисленны эпические примеры, когда не особенно высокородная, но молодая, красивая и горячо любимая жена успешно выпрашивала у мужа привилегий именно для своих детей — примерно так лишился трона и был отправлен в изгнание царевич Рама. И не очень помогали уверения мудрецов, что самый лучший сын происходит от первой и обязательно от равной мужу по варне жены.

Практика же многомужества, имевшая распространение лишь в некоторых областях (по всей видимости, изначально у неарийских племен), к рассматриваемому времени уже умирает. И всячески осуждается. Драупади и пять ее мужей никого особенно не шокируют, но уже понадобилось оправдание, почему у таких положительных героев вдруг такая не совсем правильная семья — мама по незнанию так велела. А сыновья, кстати, материнской воле беспрекословно последовали. Несмотря на то, что взрослые, а мама — вдова. И дело даже не в том, что им самим очень хотелось, просто те же мудрецы так же веско, как требуют, чтобы вдова принадлежала сыновьям, утверждают, что воля родителей и особенно матери для детей должна быть свята.

Кстати, хорошей в семейной жизни должна быть не только жена. У мужа тоже есть обязательства, и они не сводятся только к тому, чтобы кормить, не бить и обеспечивать зачатие детей. Хороший муж всегда нежен и ласков с женой, он дарит ей подарки и старается выполнить все ее желания. В любви особенно ценится взаимное удовольствие и наслаждение. Особенно заботиться муж должен о беременной жене (а беременность, при таком-то подходе, скорее обычное состояние). «Та семья, где женщины, члены семьи, печалятся, быстро погибает, но та, где они не печалятся, всегда процветает», — говорит Ману.

Но это — о хороших мужьях и женах. Так сказать, об эпическо-лирическом идеале.

Даже образцовая жена, обладая умом и желанием, могла добиться очень многого в своих личных интересах и абсолютно в рамках «правильного» поведения.

Но образцовыми женами, естественно, были не все. Существовали, разумеется, и сварливые жены, и ехидные тещи, и корыстолюбивые красавицы. Практичная Артхашастра (трактат о политике) недвусмысленно заявляет: царя надо охранять от врагов и друзей, в первую очередь — от его детей и жен. Что уже говорит о многом.

Многочисленные правила, изложенные мудрецами, рассказывают, как следует относиться к женщинам, уходящим от мужей, выбирающих мужей по собственному вкусу и ведущих вольный образ жизни (кстати, правила относятся в первую очередь к имущественным правам этих женщин и их детей, с точки зрения морали «распутное» поведение женщины осуждается не очень, а если женщину толкает на это нужда, то не осуждается вовсе). Та же «Артхашастра» и некоторые дхармашастры тщательно расписывают права и обязанности гетер и проституток, точно так же, как описывают права и обязанности, скажем, ювелиров или пастухов.

Жена дваждырожденного и женщина из высших варн, естественно, должна была быть порядочной — и, как уже говорилась, она была относительно защищена материально. Но шудрянкам, женщинам некоторых смешанных варн и каст и другим низкорожденным позволялось многое. Например, зарабатывать деньги своим трудом. Женам ремесленников — производя товары на продажу, женам актеров — выступая перед публикой, и так далее. В полном соответствии с дхармой. На то они и низкорожденные.

Для женщин менее строгими, чем для мужчин, были варновые ограничения: фактически, женщина могла подняться по этой «сословной лестнице» методом удачного замужества (формально варна, естественно, не менялась, но кто отважится часто вспоминать низкое происхождение, скажем, любимой жены царя?).

И, наконец, убийство любой женщины — почти такое же тяжелое преступление, как и убийство брахмана. За исключением, правда, того случая, если женщина низкой варны сама кого-нибудь убивает.
  

 
Общая информация * * Правила * * Приложения * * Тексты * * Мастерская
На главную страницу