Махабхарата - игра по эпосу древней Индии
предыдущий текст или рисунок содержание следующий текст или рисунок

 
Культура, религия, уклад жизни

Четыре ашрама дваждырожденных

Слово «ашрам» имеет два значение. Первое — жилище отшельника. Второе — период жизни дваждырожденного, которому соответствует определенный образ жизни и статус в обществе. Речь пойдет о втором.

Стадий жизни — ашрамов — всего четыре: ученик, домохозяин, отшельник и странствующий аскет. Ребенок до совершения обряда посвящения (упанаяны) и начала ученичества считается еще не совсем человеком и не принадлежит ни к какому ашраму. После посвящения (обычно в возрасте от 8 до 12 лет), он становится учеником и, как правило, уходит жить в дом учителя.

Ученик — существо зависимое. Что-то среднее между рабом и наемным работником. Он не платит за обучение, но должен «помогать учителю», фактически, работать на него, выполняя, однако, только «чистые» работы («нечистой» считается всяческая уборка всяческой грязи). Строгие обеты ученика запрещают любую роскошь, ученик, согласно Ману, «доставляет топливо для огня, собирает милостыню, спит на земле и делает полезное для гуру». Учитель — гуру — является «вторым отцом»; и авторитеты в один голос утверждают, что он должен быть почитаем даже больше родного отца. Длинные правила строго предписывают, как должен вести себя ученик по отношению к гуру и его родственникам: нельзя сидеть, когда учитель стоит, нельзя первым обращаться к учителю, нельзя сидеть или стоять к нему спиной. Нельзя передразнивать учителя, нельзя говорить о нем плохое и слушать, как его бранят другие... Ученик должен быть всегда почтителен, послушен и прилежен в учении.

Само учение — в первую очередь, изучение Вед — состояло в запоминании наизусть длинных священных текстов и действительно требовало немалого прилежания. Срок ученичества зависел от варны ученика (брахманы учились гораздо дольше) и желаемого уровня образования, но всегда составлял несколько лет, как правило, не меньше восьми.

По поводу обязанностей учителя сказано следующее: он, во-первых, обязан учить и, во-вторых, не должен жестоко бить ученика (бить для воспитания можно, но не причиняя телесных повреждений). По поводу прочих методов и приемов педагогического воздействия в шастрах почти ничего не сказано.

Когда обучение подходило к концу — и только тогда — требовалось расплатиться с учителем. И чем большие дары получит учитель, тем лучше, потому как мудрецы в один голос утверждают, что никакой дар учителю не может быть слишком большим.

Итак, испросив разрешения на окончание ученичества, расплатившись и совершив обряд самавартана, юноша возвращался к мирской жизни. Закончивший обучение назывался «снатака» и до женитьбы не принадлежал ни к какому ашраму. Однако затягивать пребывание в этом статусе не следовало, полагалось побыстрее жениться и либо заводить свое хозяйство, либо возвращаться в отцовский дом.

С этого момента начиналась жизнь домохозяина. Этот ашрам считался самым важным из всех, потому что «как все живые существа живут, используя воздух, так, завися от домохозяина, существуют люди других ашрам. Так как принадлежащих к трем другим ашрамам поддерживает ежедневно знанием и пищей именно домохозяин, то домохозяин — самый почтенный из них» (Ману, 3, 77–78).

Домохозяину следует поддерживать священные домашние огни, зажигаемые во время свадьбы, и совершать пять жертвоприношений — богам, мудрецам-риши, предкам, духам и людям. Жертвоприношение богам совершается на огне и называется хома; жертвоприношение мудрецам-риши (или, согласно другим источникам — Брахме) состоит в повторении ведических текстов; предкам и духам приносится еда, причем для предков совершается специальный обряд (шраддха), а для духов приношение (бали) бросается в воздух или на землю. Жертвоприношение людям — это гостеприимство, угощение брахманов и раздача милостыни.

Специально оговаривается, кого считать почетным гостем — царя, жреца, снатаку, гуру, зятя, тестя и дядей с материнской стороны. Прием почетного гостя требует особой церемонии с подношением медового напитка, но только если этот гость появляется не чаще раза в год. Вообще подчеркивается, что не следует слишком часто ходить в гости в расчете на угощение.

Говорится также, что «У кого шраддхи и приношения богам имеют целью приобретение друзей, для того после смерти нет плода ни от шраддх, ни от приношения богам» (Ману, 3, 139) (надо полагать, от подобной дружбы толку тоже немного). При жертвоприношении следует угощать, в первую очередь, благочестивых брахманов, знающих Веду, — тогда жертвоприношение приносит духовную заслугу. Но присутствие при жертвоприношении нечистого человека (низкокастового, больного и т.п.) и, тем более, его угощение, лишает жертвоприношение всякого смысла. Разумеется, и заказчиком жертвоприношения может быть только дваждырожденный; брахманы не должны ни совершать обрядов для шудр, нечистых и неправедных людей, ни принимать от них угощение и милостыню.

Но вернемся к домохозяевам. Главной обязанностью домохозяина, как явствует уже их названия, было ведение хозяйства и забота о семье, в том числе — непременная «уплата долга предкам», то есть обзаведение сыновьями. Рождение дочерей, впрочем, в древности тоже не считалось несчастьем, так как выдача дочери замуж приносила отцу духовную заслугу.

Домашний уклад был патриархальным: главой семьи считался старший мужчина в доме. Поэтому можно считать очень практичным правило, требовавшее, «увидев у себя морщины, седину и детей у детей», оставить хозяйство детям и уйти в леса, перейдя к третьему ашраму — лесного отшельника. Жена при этом, по ее выбору, могла последовать за мужем в лес или остаться на попечение детей.

Лесной отшельник должен был одеваться в шкуры или в рубище, носить бороду и косу и всячески обуздывать свои чувства. Он продолжал поддерживать священные огни и совершать жертвоприношения (в том числе, принимать и угощать гостей), но не обязательно раздавать милостыню. Напротив, милостыня была одним из источников существования отшельника, наряду с собиранием «даров природы» и остатков от убранного урожая. Отшельнику полагалось изучать Веду, быть всегда смиренным и дружелюбным, а также предаваться различным постам и аскетическим подвигам, умерщвляя плоть и иссушая тело.

И, наконец, последним ашрамом была жизнь бродячего аскета. В эту четвертую по счету часть жизни следовало бродить, отбросив все мирские связи, одному, без спутников, не имея ни огня, ни жилища, нигде не останавливаясь надолго и не запасая ничего впрок, существуя только милостыней на радость всем желающим ее дать. Единственное имущество бродячего аскета — его лохмотья, сосуд для милостыни, посох и кувшин; аскет равнодушен ко всему, он не желает ни смерти, ни жизни и смиренно ждет своего времени, размышляя исключительно о вечном. Проще говоря, этот наиболее святой ашрам соответствовал глубокому старческому маразму.

Естественно, что предпочтительнее всего было прожить все четыре ашрама. Тот, кому это удавалось, несомненно, достигал высшего блаженства. Но удавалось это, разумеется, не всем.

Прежде всего, можно было и не дожить — и, вероятнее всего, до последнего ашрама доживали считанные единицы.

Кроме того, не все могли быть и домохозяевами. Если человек по какой-то причине не мог жениться (из-за болезни, физического недостатка, или из-за отсутствия средств на обзаведение хозяйством), он оставался учеником до смерти учителя, после чего становился сразу лесным отшельником. Такое развитие событий было гораздо менее предпочтительно (прежде всего, потому что человек оставался неженатым и бездетным), но все-таки позволяло, как считалось, достичь посмертного блаженства.
  

 
Общая информация * * Правила * * Приложения * * Тексты * * Мастерская
На главную страницу