Махабхарата - игра по эпосу древней Индии
предыдущий текст содержание следующий текст

 
Об устранении шипов

Цари, чья мощь неизмерима, имеют пять обликов — Агни, Индры, Сомы, Ямы и Дающего богатства.

Когда владыка земли, гневаясь по какой-либо причине или без основания, сжигает подданных — он именуется Агни.

Когда царь, сияя блеском, с поднятым оружием, стремясь к завоеваниям, наступает на врагов — он считается Индрой.

Когда царь показывает подданным свой светлый лик и жар его гнева остывает — о нем говорят как о Соме.

Когда царь, восседая на троне Дхармы, великолепный, держит жезл, блюдя справедливость ко всем существам, он — Яма Вайвасвата.

Когда владыка земли проявляет милость, раздавая дары гостям, старшим, ученым, слугам и проч., — он известен как Дающий богатства.

Поэтому не следует им пренебрегать, оскорблять его, стремиться его превзойти — надлежит подчиняться его указу, нарушение которого означает смерть.

Если какое-либо преступное действие совершается с применением силы теми, кто кичится силой, это называется «сахаса», то есть насилие, ибо слово «сахас» здесь означает силу.

Насилие бывает четырех видов: человекоубийство, кража, нападение на чужую жену и оскорбление — которого две категории.

А оно бывает трех видов — первого, среднего и высшего. В шастрах дано определение каждого из них.

Наказание налагается в соответствии с преступлением: за сахаса первого вида — от ___ пан и выше, среднего вида — от ___ пан, как указано знатоками шастр.

Наказание при сахаса высшего вида — от ___ пан.

Казнь, конфискация всего имущества, изгнание из города и клеймение, отрубание той части тела, которой совершено преступление, — такие наказания предписаны при сахаса высшего вида.

Это изложено правило о наказании для всех без различия, но для брахмана казнь исключается. Брахмана казнить нельзя.

Для него наказание — обрить голову, изгнать из города, нанести на лоб клеймо в соответствии с преступлением и провезти на осле.

В случае сахаса первых двух видов с преступником можно общаться после того, как он понес наказание, но при сахаса высшего вида нельзя есть вместе с преступником даже после того, как он понес наказание.

Слова, сказанные с целью обидеть, содержащие поношение родных мест человека, его касты, семьи и т.д., указание на его физический недостаток — все это называется «оскорбление словом».

Различают три его вида: брань, указание на физический недостаток и угрозу побоями. В зависимости от степени тяжести каждого из них наказание также бывает трех видов по порядку.

Удар, нанесенный другому человеку рукой, ногой, оружием и т.п., или осквернение его золою и т.п. рассматривается как «оскорбление действием».

Оно также известно трех видов: легкое, среднее и тяжкое, а именно по порядку — угрожающее действие, удар, не имевший серьезных последствий, нанесение ран.

При хищении в драке предметов низшей, средней и высшей стоимости назначаются те три вида штрафа сахаса, которые названы; в таком случае должно быть «очищение от шипов».

Если оскорбление будет нанесено в гневе, когда оба раздражены, тот, кто стерпит это, — достоин уважения, а кто ответит — подлежит наказанию.

Если оба одновременно виновны в грехе оскорбления и нет между ними различия — то наказание для них обоих пусть будет одинаковым.

Кто первым нанесет оскорбление, тот, безусловно, подлежит наказанию; тот, кто затем отвечает на оскорбление, тоже поступает дурно, но наказание для первого должно быть более тяжелым.

За словесное оскорбление, нанесенное брахману, кшатрий должен заплатить штраф в ___ пан, вайшья — в полтора или два раза больше, а шудра заслуживает телесного наказания.

Брахман заслуживает штраф в ___ пан за оскорбление кшатрия, за оскорбление вайшьи — ___ пан, за оскорбление шудры — штраф ___.

При оскорблении, нанесенном члену той же варны дваждырожденных, — ___; если же произносятся такие слова, которые никогда произносить не должно, — в двойном размере.

Называющий другого кривым, хромым и тому подобными словами, хотя бы это и соответствовало действительности, должен заплатить штраф в размере не менее ___ пан.

Не следует упрекать в проступке того, кто искупил его согласно шастрам и понес наказание от царя; виновный в нарушении этого правила достоин наказания.

Считается, что двое в этом мире не могут быть осуждены или наказаны — это брахман и царь, ибо мир этот держится на них двоих.

Если кто-либо назовет изгнанного из касты изгнанным из касты или же вора — вором, за такие речи на него ложится равный грех, а за клевету — двойной.

Шудра, оскорбивший дваждырожденных грубым словом, заслуживает отрезания языка, ведь он низкий по рождению.

Если он по наглости станет наставлять дваждырожденных в дхарме, пусть царь прикажет залить ему в рот и уши кипящее масло.

Та часть тела, которой низковарновый нанесет оскорбление брахману, должна быть отрезана — только в этом состоит искупление.

Если низший по рождению желает сесть вместе с высшим, его следует изгнать, поставив клеймо на зад, или отрезать ему ягодицы.

Порезавший кожу и вызвавший кровотечение должен быть оштрафован на ___ пан, повредивший плоть — на ___ пан, сломавший кость человеку пусть будет изгнан.

За оскорбление, нанесенное царю, выполняющему свой долг, искуплением служит вырезание языка или конфискация всего имущества.

Злодея, который ударит царя, даже совершившего грех, следует зажарить на вертеле, ибо он хуже убийцы сотни брахманов.

Не несет наказания отец за преступление сына, хозяин собаки — за собаку и за обезьянку — ее хозяин, если они не побуждали их к тому.

Даже при конфискации всего имущества царю не следует отнимать оружие у воинов, средства передвижения — у живущих извозом, украшения — у публичных женщин, музыкальные инструменты — у музыкантов, у ремесленников — те орудия труда, благодаря которым они могут существовать.

Воры бывают двух видов: похищающие чужое имущество скрытно и открыто; про них пусть знает совершенный царь.

Из них открытые воры — те, что мошенничают с мерами и весами, взяточники, обманщики, игроки, продажные женщины.

Так же фальшивомонетчики, гадатели и тому подобные — их следует считать теми, кто обворовывает народ, действуя открыто.

А действующие скрытно — находящиеся вне или внутри поселения, которые крадут у спящих, пьяных и одурманенных или крадут, нападая на свою жертву.

И грабящих область, деревню, дом, грабящих на дороге, карманников и тому подобных следует считать ворами, действующими скрытно.

Узнав о них от разумных осведомителей, занятых тем же ремеслом, их можно с помощью спрятавшихся людей выследить и схватить.

Похищенное ворами надо заставить вернуть в том же виде, а если похищенного уже нет — то его стоимость, и пусть похититель заплатит штраф в том же размере.

За хищение золота, серебра и проч., богатых одежд и драгоценностей более 100 мер — смертная казнь.

На того, кто похищает мужчину, должен быть наложен высший штраф сахаса; похищающему женщину назначается конфискация всего имущества, а похищающему девушку — смертная казнь.

При первой краже у вора-карманника следует отрубить указательный и большой пальцы, а при второй — что осталось на руке, и назначается первый штраф сахаса.

При краже коров, принадлежащих брахману, — подрезание ахиллова сухожилия, за похищение рабыни — отрубание ноги до колена.

Какой бы частью тела вор ни действовал против людей, именно ее и следует отрубить — таково предписание Ману.

Царю следует налагать наказание на вора: за более тяжкое преступление — более тяжкое наказание и за повторное незначительное преступление — более тяжкое наказание, не такое же, как при первом преступлении.

Убийце брахмана на лбу следует изобразить безголовое тело, и он должен стать «лишенным общения» — таково предписание Ману.

Вору следует приблизиться к царю бегом, с распущенными волосами, сообщив о том воровстве: «Вот что я сделал, накажи меня!»

Вор становится безгрешным, когда поведает о своем поступке; грех переходит на царя, если тот отпустит грешника.

А те люди, которые, совершив преступления, наказаны царями, освободившись от греха, идут на небо, как чистые и добродетельные.

Вор освобождается от греха, накажут ли его или освободят, но царь берет грех вора на себя, если не наказывает его.

Чистых душою наказывает гуру, дурных — наказывает царь, тех, чей грех остался втайне, — Яма Вайвасвата.
 

 
Общая информация * * Правила * * Приложения * * Тексты * * Мастерская
На главную страницу