Махабхарата - игра по эпосу древней Индии
предыдущий текст содержание следующий текст

 
Дхарма царя

Кшатрием, получившим посвящение, как предписано Ведой, должна совершаться, как положено, охрана всего этого мира.

Ибо, когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны всего этого мира.

Извлекши вечные частицы Индры, Ваю, Ямы, Сурьи, Агни, Варуны, Сомы и Куберы.

Так как царь был создан из частиц этих лучших из богов, он блеском превосходит все живые существа.

Но кто по глупости ненавидит его, несомненно, погибает, ибо царь быстро принимает меры для его гибели.

Поэтому пусть никто не нарушает дхарму, которую царь установил в пользу желательных для него людей, и даже дхарму, нежелательную для нежелательных.

Для этого Владыка с самого начала создал сына — Наказание, охранителя всех живых существ, воплощенную дхарму, полную блеска Брахмы.

Из страха перед ним все живые существа — недвижущиеся и движущиеся — служат пользе и не уклоняются от исполнения дхармы.

Рассмотрев основательно место и время преступления, возможность и степень сознательности, ему надо накладывать Наказание, как полагается, на людей, живущих неправедно.

Наказание — царь, оно — мужчина, оно — вождь и оно — каратель; оно считается обеспечением четырех ашрам.

Весь мир подчиняется только посредством Наказания, ибо трудно найти человека чистого; ведь только из страха Наказания весь мир служит пользе.

Надо назначить семь или восемь сановников, наследственных, знатоков шастр, храбрых, опытных в военном деле, родовитых, испытанных.

Даже дело, которое легко исполнимо, с трудом исполнимо одним; тем более сложно управлять, особенно без помощников, весьма процветающим царством.

Вместе с ними следует постоянно обдумывать обычные дела, мир, войну, армию, сокровище, город, территорию, взимание налогов, охрану страны и обеспечение приобретенного.

Узнав мнение каждого из них — в отдельности или совместно, — следует самому выбирать при исполнении дел полезное для себя.

Но с отличнейшим из всех них ученым брахманом пусть царь держит самый важный совет относительно шести форм политики: это союз, война, поход, выжидание, поиски покровительства и разделение войска.

Армия зависит от военачальника, контроль над подданными — от армии, сокровищница и страна — от царя, мир и его противоположность — от посла.

Надо жить, выбрав крепость, окруженную на расстояние выстрела из лука пустым пространством, имеющую земляные укрепления, защищенную водой или деревьями, людьми или горами.

Крепость, имеющую укрепления в виде гор, следует выбирать с особым старанием, так как из тех, ранее перечисленных, горная крепость отличается многими хорошими качествами.

Из тех упомянутых первые три населяют дикие животные, имеющие жилище в норах и двигающиеся в воде, в последних трех последовательно — обезьяны, люди и боги.

Как враги не причиняют вреда этим, живущим в их укреплениях, так неприятели не причиняют вреда царю, укрывшемуся в крепости.

Один стрелок, находящийся на стене, побеждает сотню, сотня — десять тысяч; поэтому царю предписывается иметь крепость.

Пусть царь чтит богов различными жертвоприношениями с обильными дарениями жрецам и ради дхармы пусть дает брахманам пищу и имущество.

Следует быть почтительным по отношению к брахманам, вернувшимся из семьи гуру, ибо сокровище, даваемое брахманам, считается нетленным для царей:

Храбрость в битвах, защита народа, почитание брахманов — лучшее средство для царей достичь блаженства.

Цари, взаимно желающие убить друг друга в битвах, сражающиеся с крайним напряжением сил, с неотвращенным лицом, идут на небо.

Сражаясь в битве, не следует поражать врагов вероломным оружием — ни зубчатым, ни отравленным, ни раскаленным на огне.

Не полагается убивать оказавшегося на земле, если сам на колеснице, ни кастрата, ни стоящего со сложенными руками с просьбой о помиловании, ни имеющего распущенные волосы, ни сидящего, ни говорящего: «я твой»,

Ни спящего, ни нагого, ни безоружного, ни несражающегося, а только смотрящего, ни сошедшегося в схватке с другим,

Ни несражающегося, оказавшегося в затруднительном положении , ни пораженного, ни тяжелораненого, ни устрашенного, ни отступающего, — всегда помня дхарму добродетельных воинов.

Кого же, устрашенного, отступающего в битве, убивают враги, тот принимает на себя всякий грех начальника, каков бы он ни был.

Какое бы доброе дело у него ни было совершено ради иного мира, всю заслугу убитого при отступлении получает начальник.

Кто лично захватывает колесницу, лошадь, слона, зонтик, деньги, зерно, скот, женщин, всякое прочее добро и недрагоценный металл, — это его.

Пусть воины отдадут лучшую долю царю: так сказано в Веде; не захваченное в отдельности должно быть царем распределено между всеми воинами.

Итак, эта неприкрашенная вечная дхарма воинов объявлена: от этой дхармы пусть не уклоняется кшатрий, убивающий в битве врагов.

Пусть желает приобрести неприобретенное, приобретенное — охраняет тщательно, сохраненное — приумножает, приумноженное — вручает достойным получать дары.

Это состоящее из четырех частей правило, применяемое в делах людей, следует знать и постоянно исполнять его надлежащим образом неустанно.

То, что он не имеет, пусть старается приобрести силой, приобретенное — охраняет заботливо, сохраненное — приумножает приращением, приумноженное — вручает достойным получать дары.

Следует всегда быть готовым к войне, всегда обнаруживать силу, скрывать тайны, выслеживать слабости врага.

Весь мир страшится всегда готового к войне, поэтому все живые существа следует подчинить именно силой.

Таким образом, какие бы ни были противники у него, стремящегося к завоеваниям, всех их пусть подчиняет четырьмя средствами — переговорами и прочими – расколом, подкупом и силой.

Если они не были подчинены первыми тремя средствами, пусть подчиняет их постепенно, одолевая силой.

Из четырех средств — переговоры и прочие — ученые всегда рекомендуют для процветания страны переговоры и силу.

Как копающий землю удаляет сухую траву и этим охраняет зерно, так и царь пусть охраняет страну и убивает врагов.

Рассматривая дела, царю следует быть строгим и добрым, ибо царь строгий и добрый весьма уважается,

Следует считать врагом соседа и сторонника врага, другом — соседа врага, нейтральным — всякого, кроме этих двух.

Надо всех их подчинить своему влиянию переговорами и прочими средствами, употребленными отдельно или совместно, мужеством и политикой.

Царь, искусный политик, пусть добивается всеми средствами, чтобы союзники, нейтральные государи и враги не были сильнее его.

Следует тщательно обдумывать будущее и настоящее всех мероприятий, благо и зло всех прошедших.

Знающий добро и зло своих действий в будущем, принимающий быстрое решение в настоящем, знающий итог дел в прошлом — не побеждается врагами.

Для сохранения всей этой вселенной Брахма пресветлый для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.

Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов.

Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.

Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья.

Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим варнам со смирением.

Высшая дхарма кшатрия — охрана подданных, ибо царь, вкушающий перечисленные плоды, тем самым принимает на себя обязательство по исполнению дхармы.
 

 
Общая информация * * Правила * * Приложения * * Тексты * * Мастерская
На главную страницу