Махабхарата - игра по эпосу древней Индии
предыдущий текст содержание следующий текст

 
О семье

При заключении союза мужчины и женщины предписывается помолвка, а после помолвки совершается «соединение рук». Таким образом, брачный обряд состоит из двух частей.

Из них помолвка считается недействительной в случае обнаружения порока мужчины или женщины. Но после «соединения рук» и чтения сопровождающих его мантр супружество считается действительным даже при обнаружении порока одного из супругов.

При браке брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр лучше, если жена из той же варны; и для женщины — лучше, если муж из той же варны.

А если кто ведет себя как мужчина с другой женщиной, а со своей женою он — не-мужчина, то пусть она возьмет себе другого мужа; это — дело Праджапати.

Женщины созданы ради рождения потомства. Женщина — поле, мужчины обладают семенем. Поле следует давать тому, кто имеет семя, а кто не имеет — недостоин владеть и полем.

Пусть девушку выдает замуж отец или брат с разрешения отца, отец матери или брат матери, родичи по отцу или родственники по матери.

Если за девушку получен брачный выкуп, но появился жених лучше первого, то можно изменить слову ради дхармы, артхи и камы.

Тот, кто по злобе скажет о девушке: «Она — не девушка», пусть заплатит штраф в сто пан, если не докажет ее греха.

Сведущие люди называют прелюбодеянием связь с охраняемой женщиной в чужом доме, но не такую связь, когда женщина сама пришла в дом чужого мужчины.

Не является грехом сожительство с женой порочного, покинувшего ее, неспособного быть мужчиной или чахоточного, если женщина вступила в связь по собственному желанию.

Свидание, беседа и развлечения с чужой женой наедине в неположенное время или в неположенном месте — вот три признака прелюбодеяния.

Если мужчина и женщина встречаются у места слияния рек, у священного источника, в роще или парке — это следует считать прелюбодеянием.

Прелюбодеяние может быть установлено также по отправке посредницы, посылке письма и другим проступкам подобного рода.

Если по глупости, заносчивости или склонности к хвастовству мужчина скажет: «Я ею обладал» — это также считается прелюбодеянием.

Если мужчина хватает женщину за руку, за волосы либо за одежду или говорит ей: «Постой, постой» — все это считается прелюбодеянием.

За связь с женщиной, равной по варне, наказание для мужчины — высший штраф сахаса; если она ниже по варне — средний штраф сахаса; если выше — смертная казнь.

За связь с девицей против ее воли полагается отрубание двух пальцев, а если она из высшей варны — казнь и конфискация всего имущества.

Но если девушка была согласна и он равен ей по варне, то здесь нет преступления. Пусть именно он и возьмет ее в жены с украшениями, после почетного приема в доме будущего тестя.

Если умрет муж, оставив жену бездетной, она, получив позволение старших, пусть придет к деверю, желая иметь сына.

И он пусть сближается с нею таким образом лишь до рождения сына, а после рождения сына пусть оставит, иначе это будет распутством.

Если, не получив разрешения, младший брат придет к жене старшего или старший — к жене младшего, то и тот и другой является «осквернителем ложа гуру».

Но если от этого зависит судьба семьи, ради продолжения рода, а не по страсти пусть по поручению гуру старший брат придет к жене младшего брата.

Или по поручению гуру младший брат придет к жене старшего брата — оба они обретут заслугу сохранения рода.

Существуют две разновидности сыновей: рожденный от девушки до ее замужества и зачатый ею во время брака. Их отцом люди, сведущие в шастрах, называют того, кто стал супругом девушки.

Следует выгнать из дома жену, растратившую все имущество, будто свою стридхану, ту, которая вытравливает плод и желает смерти мужу.

Злонравную, постоянно неласковую с мужем и ту, которая ест прежде мужа, — такую жену разумному следует выгнать.

Отцовское имущество после смерти отца пусть делят сыновья а материнское после ее смерти — дочери, если же нет дочерей — их потомство.

Если угодно братьям, пусть старший брат содержит всех как отец; или это может быть и младший брат, способный дести хозяйство, ибо состояние дел семьи зависит от этой способности.

Отец, производящий раздел, пусть возьмет себе две доли имущества, мать имеет право на равную с сыновьями долю после смерти мужа.

Старшему должна быть дана большая доля, старшему предоставляется выбор наилучшей части. Остальные братья, а также незамужняя сестра пусть получают равные доли.

Если кто-либо из братьев, не оставив потомства, умрет или уйдет в аскеты, пусть остальные разделят его имущество, за исключением стридханы.

И пусть они дают пожизненное содержание его женам, если те хранят верность супружескому ложу, а поступающих иначе пусть его лишат.
 

 
Общая информация * * Правила * * Приложения * * Тексты * * Мастерская
На главную страницу