Махабхарата - игра по эпосу древней Индии
предыдущий текст содержание следующий текст

 
Наставление царю

К человеку добродетельному, который, по просьбе благочестивых, без всякой гордости выполняет порученное дело, не переступая за пределы своих сил, быстро приходит слава, ибо люди благочестивые, когда они довольны таким человеком, способны доставить ему счастье. Кто без предупреждения сам оставляет даже большое дело, раз оно сопряжено с беззакониями, тот живет счастливо, оставив тяготы, как змея, сбросившая свою обветшалую кожу.

Неправда при достижении преимущества, вероломное поведение по отношению к царю и неискренние намерения к своему учителю — каждое из этих трех приравнивается по своей греховности к убийству брахмана.

Чрезмерная зависть, смерть и хвастовство суть причины гибели благополучия. Непослушание по отношению к наставнику, поспешность и словоохотливость — это три врага науки. Откуда у стремящегося к удовольствиям могут быть знания? И у стремящегося к знаниям не может быть удовольствий. Или ищущий удовольствия должен оставить науку, или стремящийся к науке должен оставить удовольствия. Огонь никогда не удовлетворяется поленьями, сколько бы он их ни поглощал, а великий океан — реками, сколько бы их ни вливалось в него. Смерть никогда не довольствуется всеми существами, но может поглощать и дальше, а прекрасноокая красавица не удовлетворяется мужчинами, сколько бы их она не имела. Надежда губит упорство, смерть губит состояние роста, гнев — благополучие, скупость губит славу, отсутствие ухода губит скот, а один разгневанный брахман, о царь, губит целое царство.

Над этим миром и под ним существуют великая темнота и мрак. Знай, о царь, что это те области, где чувства человеческие приходят в великое расстройство. И пусть ни одна из них не завладеет тобою. Если ты, прислушавшись внимательно к этим словам, сможешь во всем поступать таким именно образом, то ты достигнешь наивысшей славы в этом мире людском, и не будет у тебя страха ни здесь и ни в мире ином. О потомок Бхараты, душа рассматривается как река, религиозные заслуги — ее места священных омовений, правда — ее воды; самообладание — ее берега, смирение — ее волны. Тот, кто добродетелен, очищается, совершив в ней омовение, ибо душа — святая, как вода всегда есть вода. Жизнь — это река, воды которой суть пять чувств, а ее крокодилы и акулы — страсть и гнев. Совершив самообуздание при помощи своей лодки, переправляйся через водовороты перерождений!

Брахман, который постоянно совершает омовение, постоянно носит священный шнур, постоянно изучает веды и отвергает пищу, оскверненную прикосновением, который говорит правду и выполняет работу для своего учителя, не лишается мира Брахмы.

Изучив веды, разводя священные огни в каждом месте, где они находятся, совершив жертвоприношения и защитив подданных, очистив свою душу извлечением оружия в защиту коров и брахманов и пав на поле брани, кшатрий попадает на небо.

Изучив веды, распределив в подходящее время свое богатство среди брахманов, кшатриев и своих подчиненных, обоняя благовонный запах дыма от трех священных огней, вайшья, когда отойдет в другой мир, наслаждается небесным блаженством.

Почитая справедливо брахманов, кшатриев и вайшьев в должном порядке и тем, что он ублажил их, спалив свои грехи, шудра, безболезненно оставив свое тело, вкушает небесное блаженство.

Это изложен тебе закон четырех варн.
 

 
Общая информация * * Правила * * Приложения * * Тексты * * Мастерская
На главную страницу