Махабхарата - игра по эпосу древней Индии
предыдущий текст или рисунок содержание следующий текст или рисунок

 
Культура, религия, уклад жизни

Варны

Общество древней Индии делилось на четыре сословия — варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы) и шудры (слуги). Вне системы варн находилось неарийское население, считавшееся варварами, и всевозможные изгои. Представители трех первых варн — брахманы, кшатрии и вайшьи — назывались также дваждырожденными, поскольку проходили обряд посвящения, считавшийся вторым рождением; остальным этот обряд был строго запрещен. Иерархия варн весьма строга: брахманы, несомненно, «лучшие из дваждырожденных» (что неудивительно, так как именно брахманы писали и трактовали священные тексты), затем идут кшатрии, вайшьи и шудры; прочие «единождырожденные», не входящие в систему варн ставятся еще ниже и недостойны жить в обществе ариев; если с их присутствием и смирялись, то только потому, что они выполняли всевозможные «нечистые» работы.

Принадлежность к варне определялась рождением и практически не могла измениться; лучшим браком считался брак с женщиной своей варны, хотя допускалось брать жену и из более низкой варны (но не наоборот).

В священных текстах сказано, какие занятия предписываются каждой варне божественными законами. Согласно Ману, обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздача и получение милостыни — подобающие занятия для брахманов. Охрана подданных, раздача милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, а также война и политика — дела кшатриев. Земледелие, торговля, ростовщичество, разведение скота и также раздача милостыни, жертвоприношение, изучение Веды — полагаются вайшьям. Но только одно занятие подобает шудре — служение этим варнам со смирением.

Таким образом, все дваждырожденные могли и должны были изучать Веды, но обучали Ведам только брахманы. Только дваждырожденные совершали обряды с чтением ведийских гимнов-мантр; шудрам это запрещалось.

Наряду с допустимыми занятиями, достаточно строго оговаривались источники доходов и виды имущества для каждой из варн.

«Три занятия доставляют средства существования (для брахмана): жертвоприношение для других, обучение и принятие даров от чистых людей. Три дхармы брахмана не положены для кшатрия: обучение, жертвоприношение для других и третье — принятие даров. Они не существуют также и для вайшьев — таково правило. Ради средств существования для кшатрия предписано ношение меча и стрелы, для вайшья — торговля, разведение животных, земледелие, но их дхарма — дарение, учение, жертвоприношение. Среди свойственных им занятий наиболее достойны для брахмана — повторение Веды, кшатрия — охрана подданных, для вайшья — хозяйственная деятельность» (Ману, 10, 76–80).

«Три вида имущества (законны) для всех варн без различия: доставшееся по наследству, дар в знак приязни и полученное благодаря жене как приданое. Особое имущество брахмана известно трех видов: полученное в качестве дара, плата за совершение жертвоприношения и также плата от учеников. А тремя видами особого имущества кшатрия считается: захваченное в сражении, налоги и штрафы по суду. А тремя видами особого имущества вайшьи считается: полученное от земледелия, скотоводства и торговли. У шудры же имущество появляется по милости тех трех варн.» (Нарада).

Однако в различных чрезвычайных обстоятельствах эти правила могут не соблюдаться. Так, согласно Ману, если брахман не может существовать своими занятиями, он может жить исполнением дхармы кшатрия, ибо тот непосредственно следует за ним; если он не может прожить даже этим, тогда, занимаясь земледелием и скотоводством, он может жить образом жизни вайшья. Кшатрий, попавший в беду, также может существовать дхармой вайшья, но ему никогда не следует даже думать о более высоком образе жизни. Вайшья, который не в состоянии существовать исполнением своей дхармы, может существовать по образу жизни шудры, но не исполняя запрещенные ему дела и отвращаясь от этого как только может. Шудра, не могущий исполнять услужение дваждырожденному, может жить ремеслами, исполнением которых обслуживаются дваждырожденные.

Но строго-настрого наказывается, что «Ни в коем случае брахман пусть не занимается деятельностью низкорожденного, а низкорожденный — деятельностью брахмана, ибо для них обоих это означало бы смертный грех» (Нарада). «Кто, низший по рождению, из жадности живет занятиями высших, того царь, лишив имущества, пусть немедленно изгонит. Лучше своя дхарма, плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая, так как живущий исполнением чужой дхармы немедленно становится изгоем» (Ману). Занимающийся чужим делом, как только позволят обстоятельства, должен вернуться к своей дхарме.

Разумеется, варны не равны перед законом: за преступление, совершенное против старшего по варне, наказание во много раз строже, чем за те же действия, совершенные по отношению к низшей варне. Так, словесное оскорбление брахмана — преступление, за которое кшатрий может быть оштрафован, а шудра — наказан отрезанием языка, а брань в адрес шудры не рассматривается как порицаемое действие.

Брахманы

Основное занятие, приносящее брахману духовные заслуги — изучение и повторение текстов священных Вед. И не только Вед. Любая ученость для брахмана — благо.

Брахманы строже всех соблюдают положенные обряды, и тщательнее следят за ритуальной чистотой, избегая всего «нечистого».

Праведному брахману теоретически не полагается заниматься политикой и тому подобными суетными вещами, однако в случае чего очень даже полагается давать царю мудрые советы. А мудрый царь, соответственно, прислушивается к мнению брахманов-советников. А пурохита (домашний жрец царя) вообще обязательная фигура рядом с праведным монархом. Так что реальное влияние брахманов на политику могло быть достаточно велико, хотя полагалось давать советы только на тему «как правильно себя вести в соответствии с дхармой».

И, кроме того, брахманам ни в коем случае не полагается драться иначе, чем для защиты своей жизни. А убийство или даже только покушение на брахмана — тягчайший грех.

Кшатрии

Если высшая дхарма брахмана — ученость, то высшая дхарма кшатрия — охрана подданных и страны.

Четыре опоры государства, говорят мудрецы — это армия, сокровища, укрепленный город и земля. Праведный царь «желает приобрести неприобретенное, приобретенное — охраняет тщательно, сохраненное — приумножает, приумноженное — вручает достойным получать дары» (Ману, 7, 99). Мудрый царь постоянно ведет хитрую политику, не ограничивающуюся только войной (некоторые приемы политики весьма занимательно описаны в «Артхашастре»), разумно управляет страной с помощью честных и праведных министров и советников (так называемых «надзирателей»), назначает справедливые (не слишком грабительские) налоги и вершит справедливый суд. Последнее подчеркивается особо: если царь не наказывает преступников, он принимает на себя немалую часть их грехов; не меньший грех — наказать невиновного; даже если несправедливость творит деревенский судья, часть греха достается царю. Такова обратная сторона божественной природы царской власти.

Разумеется, не все кшатрии — правящие цари, однако все — знатные воины. Поэтому участие в битвах и убиение врагов приносит кшатриям духовную заслугу. Разумеется, если это битва «по всем правилам». Каковы же эти правила? Снова обратимся к мудрому Ману (7, 89–93):

«Взаимно желающие убить друг друга в битвах, сражающиеся с крайним напряжением сил, с неотвращенным лицом, идут на небо. Сражаясь в битве, не следует поражать врагов вероломным оружием — ни зубчатым, ни отравленным, ни раскаленным на огне. Не полагается убивать оказавшегося на земле, если сам на колеснице, ни стоящего со сложенными руками с просьбой о помиловании, ни говорящего: «я твой», ни спящего, ни ненадевшего доспехи, ни нагого, ни безоружного, ни несражающегося, а только смотрящего, ни сошедшегося в схватке с другим, ни тяжелораненого, ни устрашенного, ни отступающего, — всегда помня дхарму добродетельных воинов». А также ни в коем случае нельзя отступать в битве, ибо отступающий в страхе лишается всех духовных заслуг и принимает на себя все грехи командира.

Зато добыча, захваченная в битве («колесница, лошадь, слон, зонтик, деньги, зерно, скот, женщины, всякое добро и недрагоценный металл») — законная собственность кшатрия. Хотя лучшую долю добычи следует отдать царю.

Как говорит Ману, такова «эта неприкрашенная вечная дхарма воинов: от этой дхармы пусть не уклоняется кшатрий, убивающий в битве врагов».

Вайшьи

Про вайшьев можно сказать меньше всего: их высшая дхарма — ведение хозяйства и приобретение богатств. Разумеется, для того, чтобы щедро делиться с царем и брахманами.

Шудры

Как уже говорилось, шудры — низшая из варн, и их дхарма — со смирением служить дваждырожденным, в первую очередь, брахманам. Именно служение брахманам приносит духовную заслугу. Особенно, бескорыстное.

Шудрам, как и всем «единождырожденным» (лишенным упанаяны — обряда посвящения, «второго рождения»), запрещено изучение Вед. Они не должны соблюдать обряды и исполнять дхармы дваждырожденных.

Однако праведные шудры соблюдают обряды, подобные обрядам дваждырожденных, но без чтения ведийских мантр. «Шудры, желающие исполнять дхарму, знающие дхарму, следуя образу жизни благочестивых — без произнесения мантр, — не совершают греха, а заслуживают похвалы. Чем более шудра, свободный от зависти, следует образу жизни добродетельных, тем более он преуспевает в этом и в ином мире» (Ману, 10, 127–128).

Для шудры нет преступления, в результате которого он делается изгоем, — за совершенные преступления шудру подвергают телесным наказаниям или казнят.

В заключение стоит упомянуть некоторые занятия, помимо собственно услужения, недостойные дваждырожденных. Во-первых, это всяческое актерство, от сложения и исполнения хвалебных песен в честь царя до уличного балагана. Во-вторых, это лекарство — занятие в Индии отнюдь не почетное.

Изгои

Изгои были двух категорий: родившиеся таковыми и изгнанные из варны за совершенное преступление. Общее в них — лишь ритуальная нечистота и, как следствие, запрет на всякое общение с порядочными людьми, включая житье в черте города или деревни, пользование общественными колодцами и так далее.

Родившиеся изгоями (чандалы и прочие несчастные дети от очень неправильных браков и соответствующие касты) в принципе по природе своей нечисты, поэтому они должны существовать исключительно выполнением нечистых работ. И избавиться от нечистоты могут только в следующей жизни.

Изгоем, изгнанным из варны, мог стать дваждырожденный, совершивший тяжелое преступление. Для такого человека «Родственниками должно быть произведено для изгоя возлияние воды — в неблагоприятный день, вечером, в присутствии жреца и гуру. Пусть рабыня ногой опрокинет сосуд, полный воды, как для мертвого; родственники пусть пребывают нечистыми день и ночь. С этого времени им следует прекратить с ним разговор, совместное сидение, выдачу доли наследства и всякое обычное общение».

Некоторые преступления искупались определенными обетами и покаяниями. «Когда покаяние исполнено, пусть они (родственники) опрокинут новый сосуд, полный воды, выкупавшись вместе с ним в священном пруду. Он, бросив этот сосуд в воду, войдя в свой дом, пусть исполняет, как прежде, все обязанности, относящиеся к родне. Не следует иметь никаких дел с неочистившимися грешниками, а совершивших покаяние можно не избегать» (Ману, 11, 187–190).

По отношению к женщинам-изгоям правила и запреты менее строги: им полагалось давать одежду, пищу и питье, и жить они могли вблизи дома.

Общающийся же с изгоями на некоторое время сам становился изгоем, и тоже должен был исполнять очистительные обеты.
 

 
Общая информация * * Правила * * Приложения * * Тексты * * Мастерская
На главную страницу