Махабхарата - игра по эпосу древней Индии
это первый текст содержание следующий текст или рисунок

 
Культура, религия, уклад жизни

Боги и волшебные существа

Тримурти

Тримурти — это троица главных богов, которую в настоящее время составляют Брахма, создатель вселенной, Вишну, ее хранитель, и Шива, разрушитель (впрочем, функции эти не разграничиваются строго, и в разных текстах каждый из этих богов выступал во всех трех ролях).

Брахма — персонификация абсолютного начала, по некоторым вариантам — творец Вселенной. Лотосоокий, бородатый и четырехликий, он появился из яйца, которое расколол силой мысли на две половинки; из одной создается небо, из другой земля, между ними возникает воздушное пространство. Силой духа родил детей, которые становятся родоначальниками богов, людей и демонов, птиц и змей, исполинов и чудовищ, жрецов и коров и многих других существ. Брахма роздал остальным богам вотчины, «права и обязанности» и с тех пор очень-очень редко вмешивается во что бы то ни было. Чаще всего появляется, если надо убедить какого-нибудь чересчур уж аскетичного аскета обменять накопленный жар на дар.

Вишну — обаятельный юноша темно-синего цвета с четырьмя руками. Первоначально считался за младшего в божественном семействе (отсюда имя Упендра, «младший Индра»). Однако в дальнейшем подрос и возмужал, обретя главную роль (отсюда имя Атиндра, «более великий, чем Индра»). В мифах неоднократно занимается тем, что выручает богов из неприятностей и спасает мир от разных чудовищ. Для чего периодически воплощается на земле в виде аватар. Использует в качестве ездового животного Гаруду — царя птиц.

Шива, Рудра — личность суровая и неоднозначная. Бог-аскет, посыпающий тело золой от сожженных трупов. Шея у Шивы синяя из-за того, что он, спасая вселенную, выпил яд калакутту. Посреди лба Шивы — третий глаз, который появился, когда его женушка Парвати закрыла ладонями два других мужниных глаза. Этот самый третий глаз обладает страшной силой и может испепелить на месте любого. Не отягощенный расовыми и национальными предрассудками, Шива благоволит ко всем аскетам без исключения — будь то святой брахман-отшельник или ракшас без особых моральных принципов.

Шива — бог-разрушитель, неоднократно выступающей в роли победителей асуров и ракшасов, способный своей силой уничтожать целые города. И Шива же — неистовый танцор, любимый женщинами, воплощение мужской созидательной силы.

Локапалы

Локапалы — хранители мира, властители стран света. Первоначально Локапал четыре: Индра — властитель Востока; Яма — Юга; Варуна — Запада; Кубера — Севера. Позднее промежуточные страны света отдаются Соме, Сурье, Агни и Ваю.

Индра. Локопала Востока. Бог-громовержец, он же даритель дождя (дожди — это хорошо), он же — главный кшатрий Всея Трехмирья. Он же Царь богов. Любит кшатриев. Мышление, соответственно, как у кшатрия: хорошо разбирается в битвах... и битвах. Известен как победитель всякий разных чудовищ, в особенности — змея Вритры. Однако несколько раз терпел поражение от аскетов, обменявших жар на неузявимость, в результате чего отличается маниакальной подозрительностью и нелюбовью к аскетам вообще. Из-за прямоты мышления зачастую сам не может выпутаться из затруднительных ситуаций, и выбирается из них, в основном, благодаря помощи Вишну. Держит рай небесный для все тех же праведных кшатриев (впрочем, и не только кшатриев) — с апсарами и прочими удовольствиями.

Яма. Локопала Юга. Это первый умерший человек, открывший путь в загробное царство, по такому случаю ставший Царем мертвых. Будучи не только владыкой, но и судьей царства мертвых, Яма обычно отождествляется с Дхармой, богом справедливости.

Варуна. Локопала Запада. Один из самых старых богов. Ведает морскими пучинами и недружественной водной стихией вообще. В качестве наказания предпочитает насылать на людей водянку.

Кубера. Локопала Севера. Чрезвычайно уродливой внешности, но всеми любим, потому что владыка богатств. Повелитель якшей — горных духов и других странных существ.

Сома — божественный напиток и божество этого напитка. Бог луны и покровитель растительности.

Сурья — бог солнца, и всевидящее око богов.

Агни — бог огня. В отличие от остальных, очень редко представляется в виде человека. Он единственный служит посредником между людьми и богами: в огонь приносятся жертвы для любых богов. Агни называют «милостивым», «всенародным» — эти эпитеты говорят сами за себя. Естественно, бывает разный, в смысле, и хороший, и плохой — в зависимости от того, насколько ему в данный момент что-то нравится/не нравится.

Ваю — бог ветра, владыка воздушной стихии.

Другие боги

Брихаспати. Наставник богов. Личность загадочная, потому как не совсем ясно, бог он, или нечто большее. Вроде как больше бога нет ничего (никого), поэтому по умолчанию считается богом. Домашний жрец (пурохита) Индры. Вместе Индра и Брихаспати считаются идеальным наглядным пособием по теме «Справедливый царь и его мудрый пурохита».

Кама («желание», «чувственное влечение», «любовь») — бог любви. Пытался нарушить аскезу Шивы, за что был испепелен третьим глазом Шивы. Но в дальнейшем Шива смилостивился и возродил Каму.

Ашвины («обладающие конями» или «рожденные от коня») — братья-близнецы, живущие на небе, олицетворение предрассветных и вечерних сумерек. Ашвины — «божественные врачи»: они возвращают жизнь умершим, излечивают слепых и хромых и т.д., самые добрые из богов в плане раздачи милости простым людям.

Ганеша — слоноголовый (ну, не повезло) бог мудрости. Устранитель препятствий. Сын и предводитель свиты Шивы.

Богини

Деви — жена бога Шивы, богиня-мать. Имеет много ипостасей и имен (Деви, Ума, Парвати, Дурга, Кали), и выступает то в кротком и милостивом (Ума, Парвати), то в грозном и жестоком (Кали) обликах.

Ума, Парвати — воплощение идеальной жены, бесконечно преданной мужу; мягкая, добрая и чуточку легкомысленная

Дурга — богиня-воительница, защитница богов и мирового порядка.

Кали — олицетворение грозного, губительного аспекта божественной энергии Шивы. Культ Кали связан с кровавыми жертвоприношениями и по своему характеру во многом чужд ортодоксальному индуизму.

Ганга — Богиня священной реки Ганг (на санскрите река называется в женском роде — Ганга), текущей во всех трех мирах.

Лакшми — богиня счастья и удачи, жена бога Вишну.

Другие существа

Асуры — злобные и коварные демоны, вечные соперники и противники богов. Если вглядеться, от богов мало чем отличаются, кроме того, что давным-давно проиграли богам войну. И до сих пор не прочь отыграться. Хотя и загнаны под землю и на дно морское. Почти все, кроме самых мелких.

Ушанас — наставник асуров, существо столь же загадочное, как и Брихаспати, наставник богов. Брахман. Ушанас и Брихаспати — вечные соперники-конкуренты.

Ракшасы вопреки распространенному мнению, отнюдь не страшные огнедышащие демоны. Скорее, чуды-юды лесные. Дикие, законов не знающие. К людям обычно недоброжелательны, а иногда попросту считают их пищей.

Гандхарвы. Небесные певцы и музыканты, исключительно мужского полу. С точки зрения людей — иногда злокозненные демоны. Вероятно, в силу своеобразного чувства юмора. То, что они считают шутками, для людей может оказаться несчастьем.

Апсары. Что-то вроде лесных и водных нимф, а также небесные танцовщицы. Исключительно женского полу. Непременно прекрасной внешности. Весьма любвеобильны, но ни в коем случае не продажны.

Пишачи. Существа низшей демонологии. Живут на кладбищах. Мерзкие и пакостные, но почти безвредные для людей.

Наги. Волшебного происхождения человеко-змеи. Живут в своем подземном царстве. Враждуют с птицами.

Боги и жрецы

Надо заметить, что все боги (за исключением Брахмы, Создателя вселенной, и Ашвинов, которые вообще непонятно кто) являются кшатриями. Небесные брахманы — это Брихаспати и Ушанас, а также всевозможные божественные мудрецы-риши. И из-за установившейся иерархии варн, когда брахман считается выше кшатрия, сложилось убеждение, что боги-кшатрии слушаются человека-брахмана, совершающего обряд. Таким образом, обряду приписывается магическая сила, заставляющая богов выполнять волю жреца.
 

 
Общая информация * * Правила * * Приложения * * Тексты * * Мастерская
На главную страницу