Махабхарата - игра по эпосу древней Индии
предыдущий текст содержание следующий текст

 
Как Индра убил дракона

Тваштри, владыка созданий, искуснейший мастер, был женат на демонице из рода асуров. Она родила ему сына — трехглавого дракона Вишварупу. Грозен обликом был Трехглавый: один лик его был подобен солнцу, другой — луне, а третий — огню. Одними устами он читал Веды, другими пил хмельное вино, а третьи его уста готовы были поглотить все вокруг. Отдавшись подвижничеству, он совершал великий аскетический подвиг. И видя подвиг его, могущество, которое он обретает своими суровыми испытаниями, Индра испугался, что Трехглавый займет его место. Чтобы отвратить сына Тваштри от совершения великого покаяния, призвал Индра апсар — прекрасных танцовщиц небесной обители — и повелел им:

— Ступайте и соблазните Трехглавого. Сладострастными одеждами, чарами своей красоты, любовными увлекательными танцами заставьте его отдаться вашим ласкам и отказаться от подвижничества. И успокойте мой страх, скорее отведите от меня эту опасность!

И повинуясь Индре, красавицы отправились к Вишварупе и принялись искушать его любовными жестами и соблазнительными танцами. Но не поддался восторгам великий праведник, не пробудила красота апсар в нем волнения: он, в своей неприступности, остался подобен океану. Ни с чем вернулись апсары к царю богов Индре:

«Невозможно поколебать неприступного в его стойкости, о владыка!»

Отпустив божественных дев, стал Индра придумывать средство погубить великого духом аскета. И размышляя наедине, доблестный и могучий царь богов решил убить Треглавого. Но убить жреца — а сын Тваштри был им — тягчайший грех, и взять такой грех на себя не мог владыка богов.

И тогда Индра обратился к богу Трите, в далекую и таинственную обитель которого силой молитвы отсылается всякое зло. Бог Трита отпускает грехи бессмертным и смертным, принимая на себя всякую вину и всякое зло.

Доблестный и могущественный повелитель небесного царства, с согласия Триты, метнул в Трехглавого громовую стрелу и убил его, а вину возложил на Триту. И видя врага, убитого стрелою и лежащего подобно горе — хотя и убитый, он выглядел, словно живой, излучая сияющий блеск, — Индра отрубил все его три головы. А когда были отрублены головы Вишварупы, из них вылетели трехглавые птицы: из лика, которым он читал Веды, вылетели куропатки; из уст, которыми он пил вино, вылетели воробьи; из третьей же головы, которой взирал он, как бы поглощая все страны света, вылетела стая перепелов.

Месть Тваштри

Тваштри, узнав о деянии Индры, пришел в ярость; глаза его покраснели от гнева, и сказал он:

— Как посмел Индра, злобный и коварный, убить сына моего — неповинного, терпеливого и смиренного?

И пообещал он отомстить владыке богов. Через некоторое время, совершив жертвоприношение огню, сотворил искуснейший мастер страшного дракона Вритру. И сказал он ему:

— О недруг Индры, возрастай благодаря силе подвигов моих!

И возрос Вритра, упираясь в небеса, грозя поглотить всю Вселенную. Свернувшись в девяносто девять колец, он перекрыл течение рек, заключил их всех в своем чреве. И впали боги в уныние, и воззвали они к Индре, побуждая его на битву с драконом.

И вот разразилась ужасная битва. Когда бесстрашный Индра бросился на дракона, исполненный гнева Вритра схватил владыку богов и проглотил, а после этого заснул.

Тогда Шива подослал к нему Зевоту. Когда Вритра стал зевать во сне, рот его открылся, и Индра выбрался из его чрева. И вновь произошло сражение — страшное и длительное. Но видя, как возрастает сила дракона, отступил владыка богов. Все боги пришли в замешательство. И все они, жаждущие смерти Вритры, обратились к Вишну с просьбой помочь им найти средство сокрушить врага. Вишну обещал невидимым войти в громовую стрелу Индры, а пока посоветовал без промедления заключить мир между Вритрой и Царем богов.

Отправились небожители, во главе с Индрой, к обиталищу дракона, и в приветливых выражениях попросили его заключить мир с повелителем небесного царства. И ответил им величественный асур:

— Сделайте так, чтобы невозможно было убить меня никаким предметом — ни сухим и ни мокрым, ни оружием и ни громовою стрелою, ни днем и ни ночью; только тогда приемлем для меня мир с Индрой!

— Да будет так! — отвечали ему мудрецы, и мир был заключен.

Индра убивает дракона

Но Индра не чувствовал себя спокойно, он постоянно искал возможность убить Вритру. И однажды, в час густых сумерек, он увидел великого асура. И понял он, что именно в это время — ни ночь, ни день — должен быть убит дракон. Взяв у океана гору пены — ни сухое, ни мокрое, и не оружие — он стремительно пустил ее во Вритру. И тогда Вишну, войдя в эту пену, уничтожил дракона. Все страны света освободились от мрака, реки снова устремились к океану; возликовали все живые существа и восславили Индру за его великий подвиг.

Но Индра чувствовал свою вину — и за совершенное им вероломство, и за убийство жреца, ибо Вритра, как и его брат Вишварупа, был брахманом. Поэтому удалился он в изгнание, прячась на краю света в Лотосовом стебле, искупая свой великий грех.

Когда Индра покинул небесное царство, страх и растерянность охватили мир: опустошилась земля, пересохли реки, из-за отсутствия дождя погибали леса. И обеспокоились боги, лишившись царя, но никто из них не решался стать во главе царства,

В то время на земле правил Нахуша из Лунного рода, известный своей храбростью и добродетельностью. И обратились боги и небесные Мудрецы к нему с просьбой стать владыкой царства.

Боги призывают нового правителя

— Не могу я стать вашим царем, нет у меня сил защитить вас, только Индра обладал такой силой, — отвечал им Нахуша.

Но боги и мудрецы не отступали:

— Ты не должен бояться, о владыка царей! — сказали они ему. — Стань нашим царем. И всякий, на кого обратишь ты свой взор: будь то боги или ракшасы, мудрецы или гандхарвы — все отдадут тебе свое могущество. Прими от нас этот дар, оставь сомнения, о Нахуша, стань властителем на небесах, охраняй богов и мудрецов, правь небесным царством, следуя праведным путем.

И Нахуша согласился.

Нахуша справедливо правил на Земле, почитал богов. Но, получив могучий дар и сделавшись Царем богов, он предался чувственным удовольствиям, преисполнился высокомерия, забыл о благочестии. Окружив себя апсарами и чарующими девами, он стал развлекаться во всех божественных садах и в роще Нандане, а также на морях и реках.

Нахуша желает отнять у Индры любимую жену

Однажды, слушая сладкозвучное пение, Нахуша увидел Шачи — любимую супругу Индры, и воспылал к ней страстью.

— Почему эта богиня, супруга Индры, не прислуживает мне? Разве я—не владыка небесного царства? Пусть Шачи без промедления придет в мое жилище и почитает меня, как ранее — Индру, — сказал он.

Но, услышав о желании Нахуши, прекрасная богиня в страхе и отчаянье обратилась за помощью к Брихаспати, наставнику богов:

— Защити меня от Нахуши, о брахман! Ты всегда говорил, что я любима Царем богов Индрой, благочестива и верна своему супругу, что мне не суждено быть вдовою. Ты всегда говорил правду; пусть же и эти твои слова не окажутся ложью!

— Тебе не следует бояться Нахуши: то, что я сказал тебе, непременно оправдается; я скоро соединю тебя с Индрой, о богиня, — отвечал Брихаспати и взял Шачи под свою защиту, оставив у себя в доме.

Узнав об этом, разгневался Нахуша. Тщетно пытались небожители умерить его ярость:

— Смири свой гнев, о Царь богов. От ярости твоей сотрясается Вселенная вместе с асурами и гандхарвами, киннарами и великими змеями. Ты — Царь богов. Охраняй же своих подданных справедливостью. Оставь свои греховные помыслы, Шачи — не твоя супруга.

Но ослепленный яростью Нахуша не обратил внимания на их слова.

— Индра и сам небезгрешен, — ответил повелитель богов. — Много бесчестных поступков совершено было Индрой, почему же вы не остановили его? Он скрывается от заслуженной кары, и никогда уже больше не вернется к своей супруге. Пусть же теперь прекрасная богиня ублажает меня. Это будет для нее высочайшей честью. А вы, о боги, впредь остерегайтесь идти против моей воли.

— Мы приведем к тебе супругу Индры, как ты того хочешь, — обещали небожители Нахуше.

Поникшие и печальные, отправились они к Брихаспати.

— Мы знаем, о владыка брахманов, — сказали они ему, — что царственная супруга Индры нашла защиту в твоем доме. Но мы умоляем тебя, великомудрый, отдать супругу Индры Нахуше. Он — Царь богов, и ныне он превзошел силой Индру. Прекрасная богиня должна избрать его в супруги!

Услышав слова богов и мудрецов, громко рыдая, Шачи обратилась к Брихаспати:

— Я прибегла к твоей защите, о брахман! Я не хочу иметь Нахушу своим супругом. Спаси меня от великой опасности. Неужели ты нарушишь свое слово?

И тогда божественный мудрец отвечал небожителям:

— Ступайте себе, о могучие из богов. Я не покину супругу Индры, прибегшую к моей защите. Сказано было всемогущим Брахмой, что тот, кто отдает врагу ищущего у него защиты, и сам не находит ее, когда в ней нуждается. У того семена не дают всходов, дожди не льют на его поля, боги не приемлют его жертвоприношений, вымирают его потомки, а предки обречены на изгнание.

Зная это, я не отдам Шачи, прославленную в мире как любимая супруга Индры. Подумайте, о лучшие из богов, что может быть сделано ей во благо.

Боги, не сумев ничего придумать, обратились к своему наставнику:

— Посоветуй же нам, о мудрейший, найти верный выход.

— Пусть прелестная богиня, - сказал тогда Брихаспати, — попросит Нахушу дать ей время собраться с мыслями и настроить душу на новое супружество. Время может воздвигнуть множество преград.

И обрадованные боги обратились к супруге Индры:

— Ты целомудренна и верна. Ступай к Нахуше и попроси его дать тебе время, чтобы подготовиться к новому супружеству. Он нечестив, но близок конец его власти, о богиня, а Индра скоро обретет владычество над богами!

Послушавшись богов, стыдливая супруга Индры отправилась к грозному Нахуше. Увидев перед собой прекрасную богиню, безрассудный от охватившей его страсти Нахуша сказал ей:

— О красавица, возьми меня себе в супруги! Ныне я — Индра во всех трех мирах.

Услышав слова Нахуши, целомудренная царица задрожала от страха, как банановая пальма. Почтительно сложив ладони и низко поклонившись грозному Нахуше, она произнесла:

— Дозволь мне повременить немного, о владыка богов! Неизвестно, что случилось с Индрой, и где он находится. Если вскоре не будет вестей о нем, тогда я приду к тебе, говорю тебе правду!

Эти слова очень обрадовали Нахушу.

— Да будет так, о лотосоокая, как ты говоришь. Разузнав о нем, ты должна будешь прийти ко мне. Помни же о своем обещании!

Счастливая, вышла Шачи от Нахуши и поспешила снова укрыться в обители Брихаспати.

Обрадованные отсрочкой боги стали держать совет и обратились за помощью к могущественному Вишну:

— О лучший из богов, ты — наше прибежище. Укажи средство очистить Индру от греха за убийство брахмана.

— Пусть Индра совершит для меня жертвоприношение коня. И я очищу его от греха, — ответил Вишну. — Нахуша же из-за злоумышленных своих деяний придет к верной гибели.

Боги в сопровождении наставников и мудрецов отправились на край Вселенной, где прятался Индра, и совершили вместе с ним великое жертвоприношение коня. И Вишну снял с него грех за убийство брахмана, поделив его между деревьями и реками, горами и землею.

Когда же Индра увидел Нахушу, неприступного отданного ему дара, испугался он могущества царя и в страхе снова спрятался в озере.

Шачи взывает о помощи к богине ночи

Узнав от огорченных богов, что супруг ее вновь скрылся, Шачи стала молиться, чтобы ее праведность помогла сохранить верность Индре. И в поздний час, выйдя из своего убежища, она взмолилась богине Ночи:

— О Ночь, светлая и волшебная, укажи мне место, где прячется мой супруг!

И тогда Ночь, богиня-прорицательница, тронутая преданностью Шачи, явилась перед нею в образе прекрасной юной девы.

— Я покажу тебе, где прячется Индра — сокрушитель Вритры. Следуй за мною, и ты увидишь своего супруга!

И отправилась Шачи за богиней-прорицательницей. Они миновали божественные рощи и множество гор. Затем, перейдя Гималаи, отправились на север и пришли на большой остров. Там они увидели прелестное озеро, все покрытое дивными распустившимися лотосами. Расщепив стебель одного из цветков, богиня вместе с Шачи вошла в него и показала Индру, спрятавшегося в самой сердцевине цветка.

Обрадованная встречей с любимым супругом, Шачи стала восхвалять Индру, перечисляя известные прежде его подвиги. Затем она рассказала о бесчинствах Нахуши, о том, что он принуждает ее нарушить супружескую верность, и просила Индру вернуться и защитить ее.

— Убей, о могучерукий, ужасного Нахушу. Собери всю свою мощь и управляй царством богов.

Индра решает хитростью одолеть Нахушу

— Сейчас — не время для проявления отваги, — промолвил владыка богов Индра. — Слишком большой силой наделили его боги. Только хитростью можно одолеть Нахушу. Отправляйся к нему и скажи, что согласна подчиниться его воле и готова полюбить его, как супруга, но пусть он приедет за тобой к дому Брихаспати на дивной колеснице, влекомой мудрецами.

Шачи обещала исполнить все, как велел Индра, вернулась в небесное царство и отправилась к Нахуше. Обрадованный Нахуша, увидев царицу, согласился исполнить любую ее просьбу.

И тогда Шачи сказала ему:

— В знак проявления твоей любви окажи мне любезность, и я подчинюсь твоей воле. Никто в мире не может соперничать с тобой в силе; я же хочу, чтобы было у тебя, о Царь богов, новое средство для езды, которого не встречалось ни у Вишну, ни у Шивы, ни у асуров и ни у ракшасов. Запряги в свою колесницу мудрецов-брахманов и явись за мной к дому Брихаспати во всем своем блеске.

— Ты назвала, о прекрасноликая, невиданное средство езды, — воскликнул обуреваемый гордыней царь. — Оно мне очень нравится. Не каждый может запрячь мудрецов в свою колесницу. Но мое могущество беспредельно. Я — властелин прошедшего, настоящего и будущего. Если я разгневаюсь, Вселенная погибнет, ибо все зиждется на мне. Я исполню, о богиня, твою просьбу, в этом не может быть сомнения. Семь мудрецов повезут меня, и ты увидишь, о красавица, величие и блеск властелина Вселенной.

С этими словами презирающий брахманов властитель, с душою злобной и порочной, отпустил Шачи в дом Брихаспати — дожидаться его приезда.

Шачи вернулась к наставнику богов и рассказала о своем уговоре с Нахуши.

— Нахуша предоставил мне очень мало времени, — сказала она Брихаспати, — скоро он явится на своей колеснице. Разыщи Индру и позови его сюда.

Прославленный Брихаспати немедленно разжег на алтаре жертвенный огонь, совершил ему обильные приношения, послал на поиски Индры бога огня Агни. Агни принял чудесный женский облик и исчез. С быстротою мысли он промчался повсюду, обыскал все страны света, горы и леса, небо и Землю, в мгновение ока вернулся назад и сказал Брихаспати, что нигде не обнаружил Индру.

— Только в водах я не искал, о брахман, — добавил Агни. — Но никогда я не решусь проникнуть туда.

Но наставник богов возразил ему:

— Ты, о Агни, — уста всех богов, ты — уноситель жертв. Именно тебе во время высочайшего жертвенного обряда оказывают почести обильными приношениями. Нет ничего неведомого тебе в трех мирах. Так войди же в пучину вод без опасений и найди, где скрывается Индра.

Восславленный мудрейшим брахманом, Агни прошел тогда через все воды мира, моря и пруды, озера и реки, и нашел, наконец, где прячется владыка богов. Тогда Брихаспати вместе с богами, мудрецами и гандхарвами отправился к со крушителю Вритры и, восславляя прежние его подвиги, умолял вернуться. Вслед за Брихаспати к нему воззвали и Сома — бог луны, и хранитель богатства Кубера, и Варуна — владыка водных просторов. И тогда Индра согласился сразиться с Нахушей, если боги обещают ему свою помощь. И вот пока мудрый владыка вместе с богами обдумывал, как победить Нахушу, к ним с небес явился великий подвижник Агастья и поведал им, что низвергнут с небесного трона злобный и коварный царь Нахуша, возгордившийся своей силой.

— Когда Нахуша, — стал рассказывать Агастья, — выбирал мудрецов, чтобы впрячь их в колесницу и ехать к Шачи, благородный мудрец Бхригу спрятался у меня в волосах, чтобы Нахуша его не увидел. В дороге Нахуша стал спорить с изнуренными усталостью мудрецами, тащившими его колесницу, о гимнах в Священном Писании. И разъяренный тем, что мудрецы не уступают ему в споре, Нахуша пнул меня ногой в темя и нанес удар мудрейшему Бхригу. Оскорбленный мудрец проклял его: «Ты порочишь Священное Писание, ты принуждаешь мудрецов возить себя, обратив их в средство езды. Поэтому за все свои грехи ты лишишься величия и низвергнешься на Землю, ибо добродетельные твои заслуги уже иссякли. В течение десяти тысяч лет ты под видом громадного змея будешь ползать в поисках пищи, пока не освободит тебя от проклятия твой потомок Юдхиштхира, и тогда вновь ты достигнешь неба!»

Так сказал благородный Бхригу, и Нахуша, бессильный против этого проклятия, ибо взор его не упал на мудреца, утратил свою гордость, был низвергнут на Землю и обратился там в громадного змея.

Когда Агастья закончил свой рассказ, обрадованный Индра в окружении всех богов отправился в свою обитель. И соединившись со своей супругой, Царь богов стал охранять мир.

По велению Брахмы, Индра еще раз принес очистительную жертву, и Брахма навсегда снял с него страшный грех и разделил его между деревьями, водами и огнем. Но не вечно, обещал он, будет этот грех тяготеть над ними. Кто станет в день новой луны или полнолуния рубить деревья, на того перейдет этот грех. Если кто в назначенный срок не принесет жертву богу Агни, то примет на себя этот грех, а кто не почитает воды, бросает в них нечистоты, примет на себя грех, возложенный на воды. И все исполнилось по предначертанию Брахмы.
 

 
Общая информация * * Правила * * Приложения * * Тексты * * Мастерская
На главную страницу