|
|||
Когда люди были преданы только дхарме,
правдивы, тогда не было ни тяжбы, ни ненависти, ни
себялюбия. Когда же среди людей начала исчезать дхарма, появилась тяжба, и царь, налагающий наказание, стал рассматривать тяжбы Судебное дело имеет четыре ступени: это дхарма, процесс, обычай и царский указ; из них каждая последующая ставится выше предыдущей. При этом основание дхармы истина, основание процесса свидетели, обычая запись, а указа царская воля. После смерти отца пусть сыновья вернут его долг: если разделились, то в соответствии с наследственными долями, а если не разделились, долг пусть вернет тот сын, который несет это бремя забот о семье. Долг, сделанный в интересах семьи братом отца, с которым не производился раздел, или братом, или же матерью, наследники пусть вернут полностью. Когда кто-либо не отдает по требованию долг или же обещанный дар, сумма долга возрастает до сотни дханаке. А когда возрастет до сотни дханаке, должник будет рождаться в каждом новом перерождении рабом в доме его кредитора, чтобы долг свой оплатить трудом. Если аскет или приносивший жертвы умрет, не вернув долг, все то, что будет им достигнуто посредством аскетизма и жертвами огню, принадлежит его кредиторам. Отец не обязан платить долг за сына, но сыну следует вернуть отцовский долг, за исключением того, который сделан под влиянием страсти, гнева, опьянения, во время азартной игры, а также при поручительстве. Если долг был сделан сыном по поручению отца или для содержания семьи в затруднительных обстоятельствах, такой долг сына отец пусть заплатит. Женщина не обязана возвращать долг, сделанный мужем или сыном, за исключением того, который обещала оплатить, или того, который сделала совместно с мужем. Долг мужа пусть вернет вдова, если она бездетна и умирающий поручил ей это, или же тот, кто получил его наследство; у кого наследство, на том и долг. Никоим образом долг, сделанный женой, не будет считаться долгом мужа, за исключением сделанного в чрезвычайных обстоятельствах, ведь содержание семьи дело мужчин. Сделки, совершенные женщиной, за исключением крайних обстоятельств, считаются недействительными, в особенности дарение, заклад либо продажа дома или поля. Женщина не обладает правом дарить и продавать. Она имеет право лишь на пожизненное пользование. Но и такие сделки действительны, если их разрешает муж, если же нет мужа то сын, если нет ни мужа, ни сына царь. Брахман, продающий то, что ему продавать не следует, сошел со своего пути. Пусть царь суровым наказанием вернет его на путь истинный. Доказательства должны быть тщательно выверены теми, кто наделен авторитетом, ибо сами авторитеты теряют силу, если доказательства должным образом не установлены. Посредством пяти способов: дхармы, суда, обмана, обычая или силой кредитор может вернуть свои деньги, данные в долг. Если кредитор стремится получить свои деньги с должника, царю не следует ему препятствовать, учитывая выгоды в этом мире и в ином. Свидетель называется так потому, что являлся очевидцем видел собственными глазами, слышал собственными ушами. Брахмана следует заставить поклясться правдой, кшатрия верховым животным и оружием, вайшью коровами, зерном и золотом, а шудру всеми грехами, в которых он будет виновен, если скажет неправду, вселив в свидетелей сильный страх древними благочестивыми изречениями, восхваляющими превосходство правды и порицающими ложь. Как кто какую вещь передает в чьи-либо руки, так именно и должен получить ее обратно. Какова передача, таково и возвращение. А если кто не отдает то имущество депозитору как положено, его следует схватить и принудить отдать, изобличив посредством ордалий и прочих доказательств. Если жрец покинет жертвователя, не имеющего порока и не совершившего проступка, или жертвователь жреца, не имеющего порока, то в обоих случаях покинувший должен быть наказан. Жрецы бывают трех категорий: тот, кто был угоден предкам, тот, кого избрал сам жертвователь в качестве своего постоянного жреца, и тот, кто выполняет обязанности жреца по случаю, из дружеского расположения. Царь, знающий дхарму, пусть накажет и того, кто из алчности берет имущество, передача которого недействительна, и того, кто отдает не подлежащее отчуждению. Рожденный в доме хозяина, купленный, полученный в дар, доставшийся по наследству, спасенный во время голода, отданный хозяином в залог, освобожденный от большого долга, захваченный в сражении, выигранный на пари, пришедший со словами «я твой», раб на установленный срок, также раб за содержание, тот, кто живет с рабыней, и продавший себя такие разновидности рабов перечисляются в шастре. Публичная женщина, не желающая принять мужчину после того, как получила с него плату, пусть вернет ее в двойном размере; равно как и мужчина, отказавшийся платить после того, как насладился женщиной. А тот, кто принуждает ее к сожительству противоестественным образом или к сожительству с несколькими мужчинами, обязан заплатить ей плату в восьмикратном размере и такой же штраф. Нашедший спрятанный другим клад пусть принесет его царю. Всякий клад принадлежит царю, кто бы ни нашел его, кроме брахмана. Но даже брахман, обнаружив клад, пусть немедленно оповестит царя и может пользоваться им, когда получит его от царя. Не сообщивший о кладе становится вором. Заброшенное на год поле становится наполовину целиной, через два года оно превращается в целину, а заброшенное в течение пяти лет поле подобно лесу. Первый штраф сахаса от половины паны до ___ пан, средний от ___ до ___ пан, а высший штраф сахаса нужно считать от ___ пан. Штраф сахаса трех видов указан Самосущим. Какой бы частью тела вор ни действовал против людей, именно ее и следует отрубить таково предписание Ману. В освобождении виновного такой же грех для
царя, как и в наказании невиновного, а дхарма
заключается в наказании виновного. |
|||
|