|
|||
Дваждырожденный, прожив первую
четвертую часть жизни у гуру, вторую часть жизни
пусть, женившись, живет в своем доме. Пусть брахман, прибегнув к такому способу снискания средства существования, какой достоин его, живет без вреда для живых существ или по крайней мере с малым вредом, кроме крайних обстоятельств. Пусть собирает добро только для обеспечения существования свойственными ему безукоризненными занятиями без изнурения тела. Следует жить собиранием зерна, неспрошенной или испрошенной милостыней, или земледелием, или даже торговлей но никогда услужением. Услужения нужно избегать. Ради средств к существованию ни в коем случае не следует вести себя, как обычные люди; надо вести жизнь брахмана прямую, честную, чистую. В высшей степени стремясь к удовлетворенности, пусть желающий счастья обуздывает себя; ведь счастье имеет основой удовлетворенность, основа же несчастья противоположная. Поэтому дваждырожденный снатака, живущий одним из образов жизни, упоминавшихся ранее, пусть исполняет следующие обеты, обеспечивающие достижение неба, долголетие и славу. Надо всегда неустанно исполнять свой обряд, предписанный ему Ведой, так как исполняющий его так, как только может, достигает высшего состояния. Пусть он не добивается богатств ни способами, привлекающими людей, ни запрещенными занятиями, ни когда богат, ни даже в несчастье приемом даяния от кого попало. Пусть не будет привязан из чувственности ко всяким мирским утехам; чрезмерную привязанность к ним следует отвращать размышлением. Надо отвергать всякое богатство, мешающее изучению им Веды, но изучать как полагается; ведь это ему обеспечивает достижение цели. Брахман-снатака, имеющий возможность добывать пищу, пусть ни в коем случае не изнуряет себя голодом и не носит старую и грязную одежду, если имеет средства. Пусть не принимает даров от царя, не происходящего из рода кшатриев, ни от мясников, маслобоев и кабатчиков, ни от живущих доходами от проституции. Имея остриженные волосы, ногти и бороду, смиренный, в белой одежде, чистый, пусть всегда занимается изучением Вед и делами, полезными для него. Пусть дваждырожденный всегда старательно избегает двух обстоятельств, делающих невозможным чтение Вед: когда место занятий нечисто и когда он сам нечист. Дваждырожденный, даже только пригрозив брахману убить его, сто лет пребывает в аду Тамисра. В гневе, намеренно ударив его даже травинкой, он рождается в порочных утробах двадцать один раз. Человек, пролив по неразумию кровь несражающегося брахмана, подвергался после смерти величайшему мучению: Сколько пылинок кровь соберет с поверхности земли, столько лет проливший кровь пожирается в потустороннем мире другими существами. Поэтому мудрый человек пусть никогда даже не угрожает дваждырожденному, не ударяет его даже травинкой, не проливает его кровь. Ведь нечестивый человек, у которою богатство нажито неправедно, который всегда находит удовольствие в причинении вреда, в этом мире не достигает благополучия. Даже погибая вследствие приверженности к добродетели, пусть не направляет свой разум к пороку, видя быструю гибель нечестивых злодеев. Адхарма, совершенная в этом мире, не сразу дает плод, как земля, но, постепенно увеличиваясь, она подрезает корни совершающего ее. Если наказание падает не на самого преступника, то на сыновей, если не на сыновей, то на внуков; но совершенная дхарма не остается без последствий для совершающего ее. Благодаря адхарме он некоторое время процветает, потом находит блага, потом побеждает врагов, но в конце концов погибает с корнем. Пусть находит удовольствие в истине, добродетели и образе жизни ариев. Пусть учит учеников согласно дхарме, имея обузданными речь, руки и чрево. Надо избегать богатства и удовольствия, которые несогласны с дхармой, и даже дхармы, причиняющей несчастье, а также осуждаемой людьми. Дваждырожденный снатака, пробыв таким образом согласно правилам в состоянии домохозяина, пусть, обузданный, живет в лесу, подчинив как следует ограны чувств. Когда домохозяин увидит у себя морщины, седину и детей у детей ему следует отправиться в лес. Покинув деревенскую пищу и всю домашнюю утварь, пусть идет в лес, оставив жену на попечение сыновей, или вместе с ней, если она согласна. Взяв с собой священный огонь и утварь, необходимую для приношения жертв на огне, выйдя из деревни в лес, пусть живет, имея обузданные чувства. Надо в соответствии с предписаниями приносить великие жертвоприношения различными чистыми видами пищи отшельников или зеленью, кореньями и плодами. Полагается носить шкуру или рубище, купаться вечером и утром, всегда иметь косу, бороду, волосы и ногти. Проведя таким образом в лесах третью часть жизни, следует бродить четвертую часть жизни, отбросив мирские связи. Идя от ашрамы к ашраме, совершив жертвоприношения, обуздав органы чувств, истощившись сбором милостыни и приношением бали, бродячий аскет после смерти блаженствует. Дваждырожденный, ищущий спасения, не изучив Веды, не произведя также потомства и не принеся жертв, низвергается в преисподнюю. Дваждырожденный, который по этому порядку ведет нищенскую жизнь, освободившись в этом мире от греха, достигает высшей брахмы. Брахман, знающий учение Веды, живущий таким
образом, всегда свободный от греха,
прославляется в мире Брахмы. |
|||
|