Махабхарата - игра по эпосу древней Индии
общая нформацияправила игрыприложениятекстымастерская информация главная страница

 
Мастерские материалы

1. Космогония

Жар-тапас

Идея жара-тапаса взята в том виде, в котором присутствует у Олди (см. первоисточники) — то есть существует прямая связь между дхармой, аскезой и жаром, и состоянием мира. (NB: это выдумка Олди, которая расходится с оригинальным индийским представлением).

Энергетический барьер

Жар учитывается в собственных единицах (некий аналог «маг-пойнтов»)

Энергетический барьер — это такая величина Жара-тапаса, которая является естественным «потолком» для низкоэнергетичных существ (люди, ракшасы) и «полом» для высокоэнергетичных (боги, асуры, риши). Предлагается примерно 300/350 единиц.

Низкоэнергетичные существа

Жароемкость низкоэнергетичного (далее — НЭ) существа — это его потолок жара в естественном состоянии (без аскезы). Зависит от варны и ашрама. Изменяется при совершении некоторых обрядов и действий (упанаяна, самавартана, уход в отшельники, царские обряды).

Таблица естественной жароемкости:

  вневар-
новый
шудра вайшья кшатрий брахман
ребенок 1 4 4 4 4
ученик 8 16 32
домохозяин 16 32 64
отшельник 32 64 128
аскет 64 128 256

Раджа, помазанный на царство, имеет жароемкость 128. Совершивший ашвамедху — 256.

Женщины имеют ту же жароемкость, что и мужчины — до второго ашрама включительно. Поднимающие события — свадьба и рождение детей.

События, поднимающие жароемкость:

Уровень Мужчина Женщина
1 Упанаяна Свадьба
2 Самавартана Рождение первенца
3—4 Уход в отшельники, аскеты
  Помазание на царство

Таким образом, без аскезы НЭ-существо может набрать максимум 256 единиц. На перерождение в соответствующей варне в момент смерти надо иметь как минимум:

  вневар-
новый
шудра вайшья кшатрий брахман
М 0 1 4 16 64
Ж 0 1 4 16 32

По энергетике, собственно, вневарновый равен животному.

Итак, совершение санскар (и царских обрядов) увеличивает жароемкость. Жар же накапливается праведной жизнью (соблюдением дхармы) в соответствую­щем ашраме, разумеется, в пределах положенной жароемкости.

Аскеза есть способ прямого и быстрого накопления жара. При аскезе игнорируется жароемкость, вернее, она увеличивается вместе с увеличением жара (и при прекращении аскезы жароемкость остается на достигнутом уровне).

Аскезе «законным образом» может предаваться дваждырожденный в третьем и четвертом ашрамах. Для всех остальных вопрос успешности или неуспешности аскезы решается следующим образом: устраивается несколько провокаций на тему «а тебе это надо?», и если аскет начинает сомневаться — ему становится плохо, а жар не идет. То есть проверяется убежденность человека в необходимости аскезы.

Аскеза может соответствовать или не соответствовать дхарме. Аскеза заведомо не соответствует дхарме, если делается с целью, которую полагается достигать другим («законным») способом. Например, брахманский ученик, аскезой добившийся знания Вед, или кшатрий, аскезой добивающийся погибели врагам. В этом случае, потратив жар на желаемое, человек очень сильно подставляется (на нем остается грех и у него остается очень мало своего жара).

Боги начинают беспокоиться, если НЭ-существо набирает 300 единиц жара.

Если НЭ-существо набирает 350 единиц жара, оно становится высокоэнергетичным (далее — ВЭ) существом, а величина барьера увеличивается на 10 (становится равной 310/360).

При этом существо, пробившее барьер, начинает чувствовать жар Трехмирья, а другие ВЭ-существа немедленно ощущают последствия изменения барьера (см. ниже).

Высокоэнергетичные существа

ВЭ-существа могут подключаться к общему резервуару — жару Трехмирья. Способность ВЭ-существ брать жар Трехмирья определяется величиной барьера (чем он выше, тем сложнее) и количеством берущих (суммарная площадь «дырок»-каналов подключения постоянна); величина каждого личного канала зависит от личного жара.

ВЭ-существа делятся на три категории.

1. Боги. Имеют свою сферу ответственности, дхарма богов — отвечать за то, за что взялись; бог имеет тем больше жара, чем шире его сфера ответственности и чем лучше выполняет свои по ней обязанности. Эти вещи связаны между собой и завязаны на второй мир: обращение людей и жертвоприношения «закрепляют» сферу ответственности. Собственно, сфера ответственности бога определяется тем, по какому поводу к нему обращаются.

То есть: пока к Индре обращаются как к богу дождя, громовержцу и т.д. — он таковым является. Перестанут обращаться — не фатально, если Индра не забудет заботиться о дождях и грозах. А вот если забудет про свои обязанности — потеряет силу очень быстро. Или если за дождями люди начнут обращаться к другому богу.

2. Те, кому не досталось сферы влияния (в частности, асуры; хотя известен один асур по происхождению, сумевший занять огромную сферу ответственности и даже глотнуть амриты, — Варуна). Таким образом, для асуров бесконечные войны с богами — это средство накопления жара посредством соблюдения дхармы кшатриев, а также безуспешные попытки захвата сфер влияния (не тем путем шли товарищи, надо было людей убеждать, но они этого не знали).

3. Риши (божественные мудрецы). ВЭ-брахманы, продолжающие соблюдать дхарму брахманов. С брахманской же сферой ответственности.

ВЭ-существо, имеющее 350 единиц жара (верхняя граница барьера), имеет нулевой канал и очень плохо себя чувствует. ВЭ-существо, опустившееся до 300 единиц (нижняя граница барьера) и ниже, перестает быть таковым и становится НЭ-существом с жароемкостью 300.

Существо может поднять ЭБ только один раз. То есть повторный переход в ВЭ-существа на барьер не влияет.

В частности, шляющиеся по второму миру асуры — уже НЭ-существа, поэтому боги на них и не обращают особого внимания.

Сферы ответственности богов

  • Индра. Дождь, гроза, честный бой, царская власть.
  • Яма. Смерть, закон, в т.ч. посмертное наказание.
  • Варуна. Морские пучины, недружественная людям водная стихия, наказание, болезни.
  • Кубера. Богатство во всех видах.
  • Шива. Разрушение, победа, мужское созидательное начало, аскетизм. Встрявший №1: должен покровительствовать аскетам, хотя это и может расшатывать мир. Ему-то от этого один кайф, но хочет ли он конца света — бо-ольшой вопрос.
  • Вишну. Опека, порядок и стабильность. Изящные искусства. Встрявший №2: любой непорядок во втором мире напрямую бьет по нему.
  • Ганга. Река Ганга с ее очищающей силой.
  • Деви (жена Шивы, имеющая три ипостаси — Парвати, Дурга и Кали). Женское созидательное начало (Парвати, Дурга), помощь и защита женщин (Парвати), мать-защитница (Дурга), хаос, разрушение, неконтролируемая «темная» женская энергия (Кали). NB: Кали появляется лишь по вызову богов в критической ситуации; возможно, попытки обращения к ней людей будут караться.

Деви в любой ипостаси — единственная из богов, к кому женщина может обратиться напрямую (без жертвоприношения). В некоторых случаях женщина может получить кучу жара на проклятие, если ее (или близкого родственника) несправедливо обидели. В данном случае важна убежденность женщины в факте несправедливой обиды и невозможности иначе исправить ситуацию.

Пофигистичные существа

Это наги, якши, апсары, гандхарвы и прочая, и прочая.

Мы не до конца решили, сколько у них жара, главное, что:

  • аскезе они не предаются принципиально,
  • свою дхарму соблюдают естественным образом,
  • по формуле 1 («если есть у меня в этой жизни духовные заслуги») жар тратить тоже не могут.

Таким образом, прямого влияния на мир не оказывают.

Накопление жара

Праведная жизнь приносит для варн 2—4—6—8 единиц жара в час.

Аскезой зарабатывается от 10 до 25 единиц в час. Условно: 10 — если «аскет» читает книжку. 25 — если именно аскетничает. (Вероятно, стоит смягчить).

Формула-один

При произнесении «формулы 1» — «если есть у меня в этой жизни духовные заслуги...» расходуется не меньше 20 единиц жара даже на самое минимальное проклятие.

На оживление мертвого требуется не менее 250 единиц.

Обряды

Брахман, совершающий обряд, тратит личный жар на связь с богами (или другими ВЭ-существами). Но для совершения требуемого тратится жар богов (вернее даже, жар Трехмирья, который используют боги).

Если обряд правильный (законный, по дхарме) то затраченный брахманом жар тут же к нему и возвращается, иногда даже с прибылью. Если нет — то нет.

Как человеку стать богом. «Алгоритм крутизны»

(Специально для «манчкиных».)

1. Нужно накопить жара на пробивку барьера. То есть надо сначала очень хорошо блюсти свою дхарму, вовремя проделать все обряды, жениться, завести детей, не бросать семью без внимания... А потом предаться жестокой аскезе часов на 8 минимум.

2. Пробив барьер, нужно найти себе сферу ответственности и убедить людей обращаться к себе. (Легко заявить, что отвечаешь за фиолетовый цвет в радуге, но кому это надо?) Ключевое условие — наличие и количество обращений как к богу (жертвоприношений).

3. Причем при этом надо продолжать соблюдать свою варновую дхарму, а также смотреть, чтобы другие боги не подстроили гадость.

Надеюсь, это достаточно невероятно? Кришне, впрочем, удалось — согласно первоисточникам. Но у него как у аватары изначально было много жара. Яме тоже удалось, но в другом смысле и в другую югу.

Юги

Все просто. В крита-югу энергетический барьер был равен 0/0, т.е. все существа были ВЭ, и брать жар из общего резервуара было очень легко. В каждую следующую югу он поднимается: трета-юга — 150/175, двапара — 300/350, в кали станет 600/700.

Юга прямо завязана на количество жара в резервуаре Трехмирья и величину барьера. Резервуар наполняет соблюдение дхармы всеми существами, в том числе — совершаемыми положенными жертвоприношениями. Юга меняется либо если поднимается барьер (несколько пробитий его снизу вверх), либо если резервуар пустеет ниже критической точки (массовое пренебрежение дхармой и обрядами).

2. Магия

Уровни магических действий

Уровни определяются весьма условно, просто для ориентировки мастера. Игроки этого слова слышать не должны! (Тем более, что оно лишь собьет их с толку.)

В скобках указано количество жара, которое тратится на указанное действие для совершения его «по формуле один» (прямое воздействие, без обряда, за счет личного жара совершающего — у Олди: «Если есть у меня духовные заслуги…»). Магические действия шестого уровня не имеют обрядового эквивалента.

  1. Небольшие временные воздействия, устранимые немагическим путем (20);
  2. Небольшие постоянные или более сильные временные воздействия, устранимые немагическим путем (100);
  3. Смертельно опасные или «дхармоопасные» воздействия; небольшие воздействия, неустранимые немагическим путем; частичная неуязвимость (180);
  4. Более сильные постоянные воздействия, неустранимые немагическим путем; неуязвимость временная или с легко выполнимым граничным условием (260);
  5. Изменение чужой формы, размеров, неуязвимость постоянная и с трудновыполнимым граничным условием; оживление мертвого (340);
  6. Божественные чудеса (двигать горы, держать Гангу…) (500).

Магия обрядов

Каждое магическое действие состоит из трех компонент: мантры (текст заклинания), расположение жертвенников (геометрия) и собственно жертвоприношение (действия жреца). Любое магическое действие срабатывает с некоторой вероятностью, зависящей от мантры и духовных заслуг жреца.

Мантры

Мантра — ритмический текст, состоящий не менее, чем из трех строк (рифмы не обязательны), либо оригинальный текст из Вед (в этом случае можно неритмический). Текст должен быть один раз заверен у мастеров, при этом на свитке проставляется собственная вероятность срабатывания при правильно проведенном обряде.

Существует ряд правил, соблюдение которых увеличивает собственную вероятность текста в зависимости от уровня заклинания.

  1. Упоминание сил природы или богов, к которым обращена просьба;
  2. Упоминание вечных истин (Индра убил Вритру, Волга впадает в Каспийское море);
  3. Перечисление нескольких имен и эпитетов объекта заклинания (важные эпитеты называть просто обязательно, так, если кто-то перечислил все имена царя, но забыл сказать, что он царь — бонусы за это правило не пойдут).
Уровень действия 1 2 3 4 5
Собственная вероятность произвольной мантры 20% 10% 5% 2% 1%
Бонус за каждое соблюденное правило 20% 10% 5% 2% 1%

Бонусы жрецов

  Главный жрец Каждый помощник, участвующий в обряде (зрители не в счет)
Божественный мудрец или святой отшельник 2 1,3
Просто брахман 1 1,1
Брахман-ученик 0,5 1
Брахман-грешник 0,5 0,8
Кто попало 0 0,5

Собственная вероятность текста умножается на соответствующие коэффициенты, если результат превышает 1, то срабатывает стопроцентно. Учитываются все помощники.

Если обряд проводит не-брахман, то он совершает тяжкий грех (исполнение дхармы высшей варны), что немедленно отмечается в его карточке и/или передается Яме в книгу грехов.

Геометрия

В обряде используются три жертвенника, круглый, квадратный и треугольный, один из которых считается главным. Геометрия определяется взаимным расположением жертвенников и главного жреца.

Главный жертвенник в зависимости от объекта магического действия.

Объект Главный жертвенник
Абстрактная или не существующая в материальном виде цель Круглый
Предмет или лицо, отсутствующие на месте проведения обряда Квадратный
Предмет или лицо, присутствующие на месте проведения обряда Треугольный

Направление линии «главный жрец — главный жертвенник» определяет благоприятность или неблагоприятность цели обряда (на восток, северо-восток или север — благоприятные; на юг, юго-запад и запад — неблагоприятные); если цель обряда попадает в сферу ответственности кого-то из Локапал, обряд ориентируется строго в его сторону. Пример: обряд, направленный на приобретение богатств, ориентируется на север (Кубере); обряд с просьбой наслать болезнь на врагов — на запад (Варуне).

Цели обрядов

  1. Восхваление богов; обряды на процветание, не содержащие магических компонент (магический смысл — добавление жара в резервуар Трехмирья и процветание экономики);
  2. Стабилизация существующего положения, защита;
  3. Усиление или ослабление существующих качеств;
  4. Отражение воздействия;
  5. Появление или исчезновение качеств.

Расположение жертвенников в зависимости от цели обряда

 
Общая информация * * Правила * * Приложения * * Тексты * * Мастерская
На главную страницу